Подробнее →






Наверх
Выставки и мероприятия → 2015Некрасов Александр
Некрасов Александр. «Дух дышит, где хочет»
Открытие выставки: 30 января 2015 года
Закрытие выставки: 22 марта
Место: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Великий Новгород, Ярославово дворище, Никольский собор


На выставке «Дух дышит, где хочет» представлены созданные в период с начала восьмидесятых годов ХХ века по настоящее время произведения живописи и графики. Все работы – а их более пятидесяти – объединены важнейшей для художника религиозной темой. Тридцать лет Некрасов ведет разговор со зрителем о беспредельности духовного мира, создавая в своих картинах пространство, наполненное молитвой. Раз за разом возвращаясь к «Благовещенью», «Сретенью», «Тайной вечере», «Троице», он переписывает их, уточняет, выстраивая через кажущуюся простоту форм тот язык, которым и следует говорить о таинстве. Его добровольный отказ от внешней красивости и излишней детализации, сосредоточенность на главном позволяют выделить наиболее ценное в искусстве – жизнь духа.
Часто работы умышленно не оформлены в рамы, и тем самым уподоблены маленьким фрескам. На прошедшей недавно в Национальной картинной галерее Армении выставке Александра Некрасова эта близость была настолько очевидной для всех, что для экспозиции был отведен зал со средневековыми армянскими фресками. Огромные, до 12 метров высотой, фрески, и камерные по размерам картины гармонично сосуществовали, создавая физическое ощущение бесконечности. И символичным кажется тот факт, что в Великом Новгороде выставка «Дух дышит, где хочет» открывается именно на Ярославовом Дворище, выставочный зал которого примыкает к Никольскому собору.

Александр Некрасов – художник, для которого пространство и свет в картине являются доминирующими характеристиками. Свет – главное действующее лицо в его работах. С его помощью он строит форму и держит пространство холста в напряжении. Решая, казалось бы, формальные пластические задачи, Александр все же, во главу угла ставит духовную составляющую произведения. Это его мировоззренческая позиция. Пишет ли он портрет, пейзаж, или занимается композиционно-аналитическими построениями – главное для него это проанализировать сущность предмета, попытаться проникнуть за грань видимого, дерзновенно копнуть глубже лежащего на поверхности. Не случайно поэтому, возникает в его творчестве цикл работ на Евангельскую тему. Начиная с 1985 года художник работает и неоднократно возвращается к волнующим его темам – «Мать и дитя», «Благовещение», «Оплакивание», «Сретение», «Тайная вечеря», «Троица», «Распятие» и другие. Следует отметить, что художник вовсе не пытается написать икону в каноническом понимании, им движет желание через собственный духовный и живописный опыт прикоснуться к тайне бытия, высказываясь при этом современным пластическим языком. Конечно, в этом нужна определенная смелость, а главное честность, прежде всего перед самим собой. Но Александр никогда не искал легких путей и не привык ходить по проторенным дорожкам. Подстегивая себя духом новаторства, Александр все же остается классическим художником. Свой дом живописца он построил не на песке, а на мощном фундаменте авторитетных предшественников – художниках русского авангарда, западноевропейских новаторах, скрепив все горним духом русской иконы. В доказательство этому послужила персональная выставка художника, которая прошла недавно в Национальной галерее Армении. В залах, где на стенах представлены копии фресок IХ-XIII веков из горных храмов Ахталы и Атени, развернулась экспозиция работ Александра Некрасова. Видно было, как художник волнуется, не “растают” ли его работы на фоне монументальной живописи древних фресок? Все сомнения разрушились, когда экспозиция была готова – живопись Александра и фрески звучали в унисон. Вот уж поистине: «Дух дышит, где хочет».
А. Кузнецов