Подробнее →






Наверх
Выставки и мероприятия → 2017 → Геннадий Устюгов
Геннадий Устюгов
Графика из собрания музея

Событие состоится 18 марта 2017 года в 14 часов.
Выставка продлиться до 23 апреля включительно.

Выставка приурочена к юбилейной дате - именно в этот день мастеру исполняется 80 лет. Музейное собрание насчитывает 195 графических листов автора периода 1970 – 1990-х годов. Несмотря на то, что основной блок работ датируется 1990-ми годами, музей имеет возможность показать широкий спектр излюбленных тем, поэтические названия которых ярко дополняют пластический образ «устюговской поэтики». Для большинства профессионалов и любителей современного изобразительного искусства, творчество Геннадия Устюгова стоит в первых рядах, а имя его пользуется безусловным авторитетом и в представлении не нуждается. Для того, чтобы познакомить с творчеством художника более широкую аудиторию, дать хотя бы небольшое представление о личности этого мастера, мы хотим привести фрагменты некоторых
высказываний о нем:


Лариса Скобкина

Геннадий Устюгов – легендарный участник легендарной газаневщины, один из самых ярких художников ленинградского андеграунда. Геннадий Устюгов – ленинградский Матисс с изысканным музыкальным изгибом линии. Геннадий Устюгов – настоящий поэт в своих необыкновенных стихах и необыкновенной живописи.

Геннадий Устюгов живет с обнаженной душой, способной воспринимать каждый шорох окружающего мира, недоступный обыденному диапазону чувств.

И в тихой неподвижности устюговского творчества отражается мир величественный, божественный. Отражается с той полнотой, которая определяется Даром.


Борис Устинов

Устюгов человек очень обширной культурно-художественной осведомленности – всегда оставался самим собой с самых первых шагов.

Дионисий, Рублев, Матисс, Моранди, персидские миниатюры, китайские акварели… какие только воспоминания не возникают при рассматривании работ Устюгова. Цветоведение Устюгова – всегда полный цветовой аккорд. <…> Он разворачивает цвето-тональную полифонию – равновесие холодного и теплого, равновесие цветовой дополнительности и необыкновенное тональное разнообразие…. Цветовая свобода, цветовой символизм, никакой иллюзорности…

Акварель и бумага, холст и масло. Каждое прикосновение к пигменту и к окрашиваемой поверхности прозрачно, просто, вовлечено в ритмический и символический строй картинной поверхности.

Он через всю жизнь несет мечту о Женственности. Он трепетен без слезливости. Он всю жизнь делает лишь то, что любит. Счастливая жизнь. Если понимать жизнь, как мгновения личной слитности с Вечностью.


Николай Благодатов

Геннадий Устюгов очень красивый человек. Красив он какой-то утонченной, хрупкой красотой русского интеллигента, аристократа. Но хрупкость его сродни хрупкости какого-то чистого кристалла.

Можно с заинтересованностью исследователя открывать все новые компоненты, составляющие неповторимый аромат творчества Устюгова, но все пути приведут к личности автора, соберутся в ауре его переживаний, реализованных в едином, присущем только ему стиле.

Он один из немногих прирожденных живописцев создает «картины» с сюжетом, со своей символикой, с литературно-философским содержанием. Даже названия, которыми они сопровождаются, обычно настолько выразительны, что могут быть причислены к художественным средствам. Творчество Геннадия Устюгова кажется феноменом, в котором снимается противоречие между словами «Искусство» и «Естество».


Анатолий Сидоров

Для нашего буйного времени мироощущение Геннадия Устюгова необычно. Может быть, отчасти поэтому его творчество не сразу становится понятным. Это ощущение сродни религиозности, его Бог – гармония, красота, счастье – недостижимые, как птицы в небе, как сам Бог. И - парадокс: в недостижимости гармонии и счастья, если к ним стремиться, кроется свое счастье. Лишь глубинные основы Сущего входят в сферу художнического видения Геннадия Устюгова, и от этого его работы символичны, они представляют собой обобщенные формулы жизни.


Любовь Гуревич

Способность дать ясный образ тому, что обличья не имеет, особенно отличает Устюгова. Его творческая эволюция состоит в усвоении новых форм, освоении все более широкого арсенала средств и приёмов, сделавших возможным все более полное и сознательное выговаривание своих переживаний.

Он изображает только то, что вовлеклось в его внутренний мир: его эмоции вселяются в объект, и тогда вещи кажутся одушевленными, а животные - наделенными человеческими чувствами.

У Устюгова минимализм оборачивается экономией средств, связанной с максимальным использованием выразительных возможностей каждого средства, каждого прикосновения кисти. Скупость средств всегда была ему присуща: для натюрморта ему хватало одного предмета, для изображения деревни – одного дома.

Кроме фигуры в прозрачной и беспредельной пустоте мира появляются немногие предметы: параллелепипеды многоэтажных домов – как символ реальности, музыкальные инструменты – как символ прекрасного, лодка – как символ романтики, птицы – как существа, имеющие крылья и близкие к небу. Три поставленных в ряд домика и маленькая сгорбленная фигурка – «Христос скитается по Руси».

Устюгов действительно оторван от реальности, не приспособлен к ней, он ее не понимает и ею не интересуется. В то же время объектом его чувств является все-таки реальность – та реальность, которая остается за пределами практического и для человека «нормального» только окаймляет обыденность. Ведь для каждого существуют: небо, светила на нем, птицы, времена года. Существует общая непонятность мира, свобода и неволя, собственная малость и безграничность вселенной, незнание начала и конца. Эту окраину обыденного и вместе с тем сердцевину бытия Устюгов непрерывно ощущает и это наполняет его работы, делая их при всей их ирреальности прозрачно ясными.

И то, что в жизни имеет вид крайнего простодушия, наивности, пройдя через искушенную художественную форму, обретает ценность свидетельства и глубину притчи.


Глеб Ершов

Геннадий Устюгов – нежный художник. Был и есть не от мира сего – пребывающий в собственной живописи, но практически отсутствующий в жизни.

Живопись Устюгова – единственное подтверждение его существования, в полном смысле слова она – мост из самой глубины его к нам. <…> Отсутствие хоть какой-то необходимой социализации и погружение в свой герметичный мир сформировали пронзительно возвышенный и отстраненный язык. <…> Кажется, что перед нами разверзнутая картина экзистенциального понимания природы человека – одинокого, «вброшенного» в этот мир, переживающего тоску, отчаяние, страх, и, вместе с тем, просветление, радость.

Склоненная долу голова на длинной «модильяниевской» шее в пространстве, разделенном линией горизонта – словно молитвенная фигура предстояния из деисуса – самый устюговский образ. <…> «Одинокий Ангел», «Тени все бродят у тюрем», «Птица и ангел на дороге», «Странники» - все эти работы подтверждение возвышенно-трагического мироощущения художника, они автопортретны и, в то же время, не сентиментально-приоткровенны – в них во всех есть ощущения причастности миру, где дух отверженности, несвободы и одиночества не мрачен и тяжел, а бесконечно светел и чист в своей легкости.



Геннадий Афанасьевич Устюгов родился в 1937 году.

Один из своеобразнейших художников Петербурга, участник легендарной выставки в ДК им. Газа и выставок неофициального искусства 1970-80-х гг. в Ленинграде. Его работы находятся в собраниях Государственного Русского музея, Центрального выставочного зала «Манеж», музея нонконформистского искусства «Пушкинская 10», Государственного музея «Царскосельская коллекция», музея Зиммерли (США), а также во многих музеях и частных собраниях России и за рубежом.

Дорогие друзья, ждем вас на праздник встречи с прекрасным искусством Геннадия Устюгова. Порадуемся весне и пожелаем мастеру многая лета.


Оставьте свой отзыв: