Николай Ковалёв
Николай Ковалёв
9 апр — 15 мая 2022
Общая информация
9 апреля 2022 в 14 часов
Открытие:
15 мая 2022
Закрытие:
живопись, графика
Экспонаты:
А. А. Кузнецов
Куратор выставки:
А. А. Кузнецов, А. М. Некрасов
Архитектура выставки:
В пластическом искусстве мои усилия направлены на «развеществление» и концентрацию формы в формате. То, что люблю и помню уже лежит в памяти в виде россыпи ощущений - это живое, лирический запас. Но сознание настроено на сотворение своего, каждый раз нового пространства. Это выгораживание некоего дома, где покой, где поток случайностей остановлен. Для иных это слишком научно и рассудочно. Для меня это поэтика, смысл работы.

Мир прекрасен и горестен. Хочу это передать. Каждая пространственная ситуация в этом мире видений что-то означает, о чем-то напоминает. Избыток фигуративного для меня - недоверие к возможностям чистой живописи и рисования, уход в литературность. Избыток абстрактного - пустая свобода, личный произвол. Это мало интересно мне - игра, шарады ума. Это свобода ведет к бесчувственной декоративности в дизайн среды. Поэтому моя главная установка - баланс, равновесие между дорогой мне реальностью и допускаемой мной, интересной мне свободой. Делаю сотни маленьких эскизов. Это я с кисточкой или цветными карандашами мечтаю о былом и о не бывшем. Устраиваю такую "кассу", из которой потом беру и делаю гуаши, масло или литографию. Люблю свет, и все что его излучает: солнце, луну, лампочку… Свет изображаю по-простецки буквально, чуть ли не с воздушной перспективой….

Смысл дальнейшего движения вижу в усилении обоих моих факультетов изобразительности и формальной свободы.

Николай Ковалев
О своей работе
Раскрыть текст
Творчество Николая Ковалева органично связано с тем, что происходило в Ленинград­ском и Санкт-Петербургском искусстве в пе­риод от «хрущевской оттепели» до наших дней, несмотря на то, что большую часть жиз­ни он живет и работает в Мурманске. Очевид­но, что именно в Ленинграде он получил ос­новательное образование для дальнейшей творческой жизни. Здесь были заложены глав­ные эстетические принципы и выстроено об­щее мировоззрение художника. В Мурманск он поехал для того, чтобы полюбить это доста­точно суровое, не всегда приветливое место и рассказать о нем языком искусства. Холодная, снежная, льдистая красота этих мест побужда­ла художника искать непростые цветовые со­звучия и строить выразительные композици­онные структуры, соответствующие красоте Русского Севера. Все это было, как говорится, в духе времени. В конце 50-х и в 60-х годах искусство переживало немыслимый информа­ционный взрыв. Молодежь узнала почти все об искусстве 10-х - 20-х годов России и о раз­витии мирового искусства от Сезанна до абст­ракционизма. Восстали из лагерного и другого небытия учителя (В. Стерлигов, О. Сидлин, П. Кондратьев и др.) и открывали иные способы построения картины, чем те примитивные, ко­торые были продиктованы иллюстративно-­идеологичным соцреализмом. В духе времени было искать новые формы в изобразительном искусстве, новые темы, новые места нашей не­объятной России. Кто ехал на Чукотку, кто в Среднюю Азию, кто на БАМ, а Коля Ковалев поехал в Мурманск и там остался надолго, ко­нечно, никогда не прерывая связи с родным городом. Короче говоря, Николай Николаевич Ковалев приехал в Мурманск, чтобы реализо­вать свои знания о создании живописной кар­тины на материале тех мест, той природы, тех цветовых отношений, которые его теперь ок­ружали. Природа и его собственная жизнь в Мурманске привели его, судя по картинам, в полный восторг. Но не будет же он педантич­но срисовывать увиденное, имея те знания, ко­торые он получил в родном городе. Он узнал, что в живописи самым главным является плоскость, а то, что на ней изображено - это композиция на плоскости - композиция то­нальная, композиция цветовая, композиция линейная, ритмическая композиция жеста, в конце концов. Композиция - это абсолютное равновесие всех элементов в пространстве формата. Началась серьезная, тяжелая рабо­та. Как изобразить взаимоотношение людей и собаки, не пересчитывая каждый предмет, а образовать из трех человеческих фигур, со­баки, детской горки и елки изумительно ост­роумный скульптурно-архитектурный объект в сложноживописном пространстве зимнего вечера («Поцелуй дога»)? Как изобразить строения скотного двора, да еще и корову, не превратив строения в шахматный орнамент из темных геометрических фигур бревенча­тых стен и звонкого светлого снега на крыше и на земле? При этом криволинейный силуэт коровы математически точно противопостав­лен прямоугольным строениям. Все это по­доткнуто точным по размеру и по тону пря­моугольником тени на снегу на переднем плане («Скотный двор»). Как изобразить фьорд, не превратив его в лоскутное одеяло из скальных пород и растительных поверх­ностей, в которое внедряется светлая воронка неба и моря («Фьорд зеленый»), И так далее, и далее. Выстроено много композиций и на холсте, и на бумаге. Все эти работы делаются в результате осознания того, что природа восприятия реального факта, растворенного в непрерывности, нерасчленённости бытия, и природа языка живописной картины имеют друг с другом очень непростые и очень су­щественные для художественного воспри­ятия связи. Работа художника заключается в том, чтобы при помощи одной природы (язык живописи) рассказать важную для ху­дожника правду о другой природе (жизни), не впадая в натуралистическое срисовыва­ние с одной стороны, или в плоскую, меха­ническую декоративность, с другой стороны. Здесь, делая ясную, грамотно сколоченную композицию на плоскости, художник ни на миг не должен утратить живого чувства, пе­режитого контакта с тем, что он считает ре­альностью.

Для этого надо быть мастером, высоким про­фессионалом (кстати, это едва ли не руга­тельство в современном искусствознании), каким и является Николай Николаевич Кова­лев.

Анатолий Заславский

О художнике
Раскрыть текст
Ковалев Николай Николаевич.
Годы жизни: 1 мая 1937 – 25 декабря 2021.
График, иллюстратор, живописец, педагог, литератор.

Родился в г. Ставрополе.
1937 – 1941 – жил с родителями в Пушкине.
1942 – 1944 - эвакуация на Урал в д. Быково и в Сибирь в г. Мариинск.
1953 – 1955 – учеба в средней художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (ЛИЖСА).
1956 – 1957 – учеба в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной, знакомство с В.В. Стерлиговым, Я.С. Друскиным.
1959 – участник выставки акварели и рисунка Ленинградского отделения Союза художников (ЛОСХа) в Русском музее.
1959 - 1961 – участник осенних выставок ЛОСХа.
1961 – 1967 – учеба в ЛИЖСА, на графическом факультете в мастерской М.А. Таранова.
1967 – переезд в Мурманск.
1968 - 1972 - художественный редактор Мурманского областного книжного издательства.
1970 – член Союза художников
1973 – 1975 – участник бьеннале (ЧССР, Братислава) и симпозиумов.
1969, 1972, 1975, 1980, 1987 - лауреат конкурсов искусства книги. Проиллюстрировал десятки книг, которые выходили в Мурманске, Москве и др. городах.
С 1980-х занимался живописью.
1987 – с художниками-единомышленниками создал творческую группу «Пространство», продолжавшую традиции русского авангарда.
1978 – 1990 - член выставкомов российских выставок графики (Горький, Ростов-на-Дону, Уфа, Томск, Иркутск). Член творческой комиссии по графике СХ РФ.
1996 - награжден серебряной медалью Академии художеств РФ за иллюстрации к книге «В стране легенд» и серию графики «Кольский полуостров».
1997 - 1998 - старший преподаватель художественного факультета Мурманского педагогического института.
2001 - Заслуженный художник РФ.
2006 – член Союза писателей.
2011 – 2013 – участник российско-немецких пленэров в Пушкине, Павловске, Германии.
1979 - 2017 - восемнадцать персональных выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, а также в Германии и Латвии.

Автор двенадцати сборников стихов, книги воспоминаний «В продолжение любви» (2009), искусствоведческого эссе «Изобразительное искусство Мурмана. Публиковался в журналах "Нева", "Звезда", "Север", "Пчела", "День и ночь", "Академия".

Произведения художника находятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Перми, Комсомольска‑на‑Амуре, Красноярска, Шушенского и других городов России, в музее города Рованиеми (Финляндия), в частных собраниях в России и за рубежом.
Биография
Раскрыть текст
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Николай Ковалев. Художник
Made on
Tilda