Раздел пока не доступен

Николай Ковалёв
Николай Ковалёв
9 апр — 15 мая 2022
Общая информация
9 апреля 2022 в 14 часов
Открытие:
15 мая 2022
Закрытие:
живопись, графика
Экспонаты:
А. А. Кузнецов
Куратор выставки:
А. А. Кузнецов, А. М. Некрасов
Архитектура выставки:
В пластическом искусстве мои усилия направлены на «развеществление» и концентрацию формы в формате. То, что люблю и помню уже лежит в памяти в виде россыпи ощущений - это живое, лирический запас. Но сознание настроено на сотворение своего, каждый раз нового пространства. Это выгораживание некоего дома, где покой, где поток случайностей остановлен. Для иных это слишком научно и рассудочно. Для меня это поэтика, смысл работы.

Мир прекрасен и горестен. Хочу это передать. Каждая пространственная ситуация в этом мире видений что-то означает, о чем-то напоминает. Избыток фигуративного для меня - недоверие к возможностям чистой живописи и рисования, уход в литературность. Избыток абстрактного - пустая свобода, личный произвол. Это мало интересно мне - игра, шарады ума. Это свобода ведет к бесчувственной декоративности в дизайн среды. Поэтому моя главная установка - баланс, равновесие между дорогой мне реальностью и допускаемой мной, интересной мне свободой. Делаю сотни маленьких эскизов. Это я с кисточкой или цветными карандашами мечтаю о былом и о не бывшем. Устраиваю такую "кассу", из которой потом беру и делаю гуаши, масло или литографию. Люблю свет, и все что его излучает: солнце, луну, лампочку… Свет изображаю по-простецки буквально, чуть ли не с воздушной перспективой….

Смысл дальнейшего движения вижу в усилении обоих моих факультетов изобразительности и формальной свободы.

Николай Ковалев
О своей работе
Раскрыть текст
Творчество Николая Ковалева органично связано с тем, что происходило в Ленинград­ском и Санкт-Петербургском искусстве в пе­риод от «хрущевской оттепели» до наших дней, несмотря на то, что большую часть жиз­ни он живет и работает в Мурманске. Очевид­но, что именно в Ленинграде он получил ос­новательное образование для дальнейшей творческой жизни. Здесь были заложены глав­ные эстетические принципы и выстроено об­щее мировоззрение художника. В Мурманск он поехал для того, чтобы полюбить это доста­точно суровое, не всегда приветливое место и рассказать о нем языком искусства. Холодная, снежная, льдистая красота этих мест побужда­ла художника искать непростые цветовые со­звучия и строить выразительные композици­онные структуры, соответствующие красоте Русского Севера. Все это было, как говорится, в духе времени. В конце 50-х и в 60-х годах искусство переживало немыслимый информа­ционный взрыв. Молодежь узнала почти все об искусстве 10-х - 20-х годов России и о раз­витии мирового искусства от Сезанна до абст­ракционизма. Восстали из лагерного и другого небытия учителя (В. Стерлигов, О. Сидлин, П. Кондратьев и др.) и открывали иные способы построения картины, чем те примитивные, ко­торые были продиктованы иллюстративно-­идеологичным соцреализмом. В духе времени было искать новые формы в изобразительном искусстве, новые темы, новые места нашей не­объятной России. Кто ехал на Чукотку, кто в Среднюю Азию, кто на БАМ, а Коля Ковалев поехал в Мурманск и там остался надолго, ко­нечно, никогда не прерывая связи с родным городом. Короче говоря, Николай Николаевич Ковалев приехал в Мурманск, чтобы реализо­вать свои знания о создании живописной кар­тины на материале тех мест, той природы, тех цветовых отношений, которые его теперь ок­ружали. Природа и его собственная жизнь в Мурманске привели его, судя по картинам, в полный восторг. Но не будет же он педантич­но срисовывать увиденное, имея те знания, ко­торые он получил в родном городе. Он узнал, что в живописи самым главным является плоскость, а то, что на ней изображено - это композиция на плоскости - композиция то­нальная, композиция цветовая, композиция линейная, ритмическая композиция жеста, в конце концов. Композиция - это абсолютное равновесие всех элементов в пространстве формата. Началась серьезная, тяжелая рабо­та. Как изобразить взаимоотношение людей и собаки, не пересчитывая каждый предмет, а образовать из трех человеческих фигур, со­баки, детской горки и елки изумительно ост­роумный скульптурно-архитектурный объект в сложноживописном пространстве зимнего вечера («Поцелуй дога»)? Как изобразить строения скотного двора, да еще и корову, не превратив строения в шахматный орнамент из темных геометрических фигур бревенча­тых стен и звонкого светлого снега на крыше и на земле? При этом криволинейный силуэт коровы математически точно противопостав­лен прямоугольным строениям. Все это по­доткнуто точным по размеру и по тону пря­моугольником тени на снегу на переднем плане («Скотный двор»). Как изобразить фьорд, не превратив его в лоскутное одеяло из скальных пород и растительных поверх­ностей, в которое внедряется светлая воронка неба и моря («Фьорд зеленый»), И так далее, и далее. Выстроено много композиций и на холсте, и на бумаге. Все эти работы делаются в результате осознания того, что природа восприятия реального факта, растворенного в непрерывности, нерасчленённости бытия, и природа языка живописной картины имеют друг с другом очень непростые и очень су­щественные для художественного воспри­ятия связи. Работа художника заключается в том, чтобы при помощи одной природы (язык живописи) рассказать важную для ху­дожника правду о другой природе (жизни), не впадая в натуралистическое срисовыва­ние с одной стороны, или в плоскую, меха­ническую декоративность, с другой стороны. Здесь, делая ясную, грамотно сколоченную композицию на плоскости, художник ни на миг не должен утратить живого чувства, пе­режитого контакта с тем, что он считает ре­альностью.

Для этого надо быть мастером, высоким про­фессионалом (кстати, это едва ли не руга­тельство в современном искусствознании), каким и является Николай Николаевич Кова­лев.

Анатолий Заславский

О художнике
Раскрыть текст
Ковалев Николай Николаевич.
Годы жизни: 1 мая 1937 – 25 декабря 2021.
График, иллюстратор, живописец, педагог, литератор.

Родился в г. Ставрополе.
1937 – 1941 – жил с родителями в Пушкине.
1942 – 1944 - эвакуация на Урал в д. Быково и в Сибирь в г. Мариинск.
1953 – 1955 – учеба в средней художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (ЛИЖСА).
1956 – 1957 – учеба в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной, знакомство с В.В. Стерлиговым, Я.С. Друскиным.
1959 – участник выставки акварели и рисунка Ленинградского отделения Союза художников (ЛОСХа) в Русском музее.
1959 - 1961 – участник осенних выставок ЛОСХа.
1961 – 1967 – учеба в ЛИЖСА, на графическом факультете в мастерской М.А. Таранова.
1967 – переезд в Мурманск.
1968 - 1972 - художественный редактор Мурманского областного книжного издательства.
1970 – член Союза художников
1973 – 1975 – участник бьеннале (ЧССР, Братислава) и симпозиумов.
1969, 1972, 1975, 1980, 1987 - лауреат конкурсов искусства книги. Проиллюстрировал десятки книг, которые выходили в Мурманске, Москве и др. городах.
С 1980-х занимался живописью.
1987 – с художниками-единомышленниками создал творческую группу «Пространство», продолжавшую традиции русского авангарда.
1978 – 1990 - член выставкомов российских выставок графики (Горький, Ростов-на-Дону, Уфа, Томск, Иркутск). Член творческой комиссии по графике СХ РФ.
1996 - награжден серебряной медалью Академии художеств РФ за иллюстрации к книге «В стране легенд» и серию графики «Кольский полуостров».
1997 - 1998 - старший преподаватель художественного факультета Мурманского педагогического института.
2001 - Заслуженный художник РФ.
2006 – член Союза писателей.
2011 – 2013 – участник российско-немецких пленэров в Пушкине, Павловске, Германии.
1979 - 2017 - восемнадцать персональных выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, а также в Германии и Латвии.

Автор двенадцати сборников стихов, книги воспоминаний «В продолжение любви» (2009), искусствоведческого эссе «Изобразительное искусство Мурмана. Публиковался в журналах "Нева", "Звезда", "Север", "Пчела", "День и ночь", "Академия".

Произведения художника находятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Перми, Комсомольска‑на‑Амуре, Красноярска, Шушенского и других городов России, в музее города Рованиеми (Финляндия), в частных собраниях в России и за рубежом.
Биография
Раскрыть текст
Made on
Tilda