Раздел пока не доступен

Светлана Тимофеева
Светлана Тимофеева
30 апр — 15 мая 2022
Общая информация
30 апреля 2022 в 14 часов
Открытие:
15 мая 2022 в 17 часов
Закрытие:
фотография
Экспонаты:
«Имя Светланы Тимофеевой в российской фотографии впервые зазвучало в 1971 году на Всесоюзной выставке-конкурсе «О времени и о себе», проходив­шей в Улан-Удэ, где ее фотоснимок получил золотую медаль. Столь быстрый успех не оказался случайным, за ним последовали новые работы и новые награды. Почти сразу отдельные работы начинают складываться сначала в серии, а с течением времени лучшие из них объединяются в циклы. Так возникает цикл «Русский Север». Сама автор определяет свой интерес к Северу просто и емко: «Я сразу влюбилась в него!». В этом эмоциональном высказывании вся суть отношений фотографа с природой.

Позднее в таких циклах, как «Коктебель» (1976-1985) и «Ладога» (1985-2012), Тимофеева все меньше ориентируется на конкретный сюжет и на исследование обширных природных пространств России. На смену им приходит важное для автора место, освоенное ею на основе своего практического (исхоженное), чувственного (пережитое) и профессионального (выбор точки, момен­та съемки, освещения) опыта.

К началу 1980-х работы Тимофеевой приобретают легко узнаваемый авторский стиль. Прежде всего, его определяет осознанно выбранная автором и методично разрабатываемая главная тема ее творчества — пей­заж.

Ее работы отличает и техника исполнения. Идеаль­но отобранные сюжеты, несущие в себе объективную красоту природы, в момент печати и дополнительной обработки снимка переосмысляются автором, дово­дятся до субъективного совершенства. За более чем сорок лет работы в пейзажном жанре Светланой Тимо­феевой созданы сотни фотографий, но в число лучших мастер включает не более ста работ.

В чем же привлекательность пейзажей Светланы Тимофеевой? Я вижу ее, прежде всего, в атмосферно­сти, подчеркнутой не только увиденным, но и велико­лепно переданным светом — светом, определяющим «светоносность пространства». В ощущениях нестабиль­но протекающего времени, включающего переживание снимка в душе зрителя. В движении, раз и навсегда определенном авторской логикой построения кадра — логи­кой, в которой передний и задний план, взаимодействуя, ведут к точке света, открывающей переход к новой встре­че с пейзажем, с природой, с вечностью...».

Игорь Лебедев
(из статьи к каталогу «Светлана Тимофеева. Пейзажи»)
Об авторе
Раскрыть текст
«В фотографию я вошла сразу, без длительного, как это часто бывает, «периода врастания» и вот уже много лет верна своей главной теме — пейзажу.

Самое интересное для меня в фотографии — это миг фиксации изображения, когда я ищу точку съемки, определяю границы кадра, строю композицию.

В своих работах я прежде всего хочу передать свои ощущения, свое восприятие снимаемого. И в этом смы­сле пейзаж, пожалуй, самый нелегкий фотографический жанр. Уж слишком велик соблазн скопировать приро­ду. Но еще великий Адамс сказал: «...Красоты приносят прибыль, природа внушает благоговение». Главное — в нашем отношении к природе. Поэтому создать эффект присутствия, вызвать у зрителя ощущение живой натуры, остается первой и, пожалуй, самой сложной задачей.

Для меня очень важен вопрос выбора точки съемки и характерного для того или иного пейзажа момента, который выражает его суть.

Современный пейзаж все чаще испытывает осо­бую симпатию к фрагментарному видению, он нередко укрупняется, детализируется. Я же предпочитаю снимать не уголок природы, но образ Земли.

Небо для меня важнейший элемент каждого сним­ка. Небо и тучи позволяют передать состояние природы, ее настроение и, конечно, удивительный свет, который превращает обыкновенный мотив в незабываемую сво­ими световыми переливами картину.

Все, что сделано мною до сих пор, это, по сущест­ву, подступы к главной книге, которую, в сущности, я создаю всю свою жизнь и которую хотелось бы назвать «Пейзажи России».

Но особенно близки и дороги мне пейзажи Рус­ского Севера. Суровая и неброская красота Северного края особенно волнует меня, и я всегда ощущала ее как Родину духа.

Тихие, незаметные картины северной природы дают возможность счастливого единения человека с при­родой, чего каждому из нас так не хватает сейчас».

Светлана Тимофеева
От автора
Раскрыть текст
Фотограф, преподаватель фотографии. Член союза фотоху­дожников России с 1989 года. Преподаватель фотомастерства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Родилась в Ленинграде в 1938 году. В период с 1960 по 1979 год пять лет работала геологом на Севере в Магаданской области, затем в Географическом обществе СССР.

В 1970 году окончила факультет фотокорреспонденции Университета общественных профессий при Дворце культуры им. С.М. Кирова.

С1971 года активно занимается творческой фотографией. С1972 года участник и дипломант всесоюзных и международ­ных выставок и конкурсов. Завоевала более 80 призов на 170 выставках разного ранга, в том числе золотые, серебряные и бронзовые медали.

Автор более 40 персональных выставок, экспонировавшихся в Риге, Вильнюсе, Каунасе, Калининграде, Минске, Казани, Перми, Челябинске, Владивостоке, Чебоксарах, Йошкар-Оле, Коктебеле, На­бережных Челнах, Улан-Удэ, Петербурге, Москве. Авторские встречи с демонстрацией работ состоялись в 30 городах России, СНГ и Италии.

Участник фотолюбительских объединений: фотоклубов Вы­боргского дворца культуры (1972-1979). «Дружба» (1979-1985). творче­ской группы «Ленинград» (1982-1988).

Стипендиат Союза фотохудожников России за 1995 год, Мини­стерства культуры РСФСР.

Работы Светланы Тимофеевой публиковались в газетах, жур­налах, фотоальбомах. В настоящее время фотографии автора хра­нятся во многих государственных и частных собраниях у нас в стра­не и за рубежом.
Биография
Раскрыть текст
Произведения
Экспозиция
Открытие
Вечереет. 1975
Ладога. Белое безмолвие. 1996
Прощание с Коктебелем. Памяти Максимилиана Волошина. 1976
Приморье. Два брата. 1987
Карпатский пейзаж. 1974
Северный мотив -2. 1973
Памирские дали. 1975
Made on
Tilda