Владимир Шагин
Владимир Шагин
21 мая — 19 июн 2022
Общая информация
21 мая 2022 в 16 часов
Открытие:
19 июня 2022 в 17 часов
Закрытие:
живопись, графика
Экспонаты:
Владимир Николаевич Шагин (1932-1999) - один из ярких представителей ленинградского андеграунда, художника неформального объединения «Арефьевский круг» или ОНЖ (Орден нищенствующих живописцев).

«Человеческое и культурное явление, называемое сегодня Арефьевским кругом, поразительно во многих отношениях. Поразительна творческая раскрепощенность художников, для которой послевоенные годы, казалось, не давали ни малейших оснований. При той браваде отщепенства, которая сопутствовала их судьбам, поразительны интенсивность и высокий профессионализм их творчества. Наконец, поразительно то обстоятельство, что пятеро подростков, судьбы которых случайно пересеклись в стенах послевоенной СХШ, — недоучки, из которых, по обывательским меркам, никто не сумел добиться мало-мальски профессионального статуса, — именно они представляют в художественной летописи советского времени самое яркое явление послевоенного искусства». Любовь Гуревич. «Арефьевский круг», серия «Авангард на Неве».

Что же Шагин сделал нового в динамичном искусстве ХХ века? Какие открытия он совершил? Да вроде бы ничего нового, он шёл проторенной дорожкой великих мастеров, а сделал своё, узнаваемо Шагинское, пропел своим тембром голоса. Он был как брат лучшим фовистам и экспрессионистам, а сам горячо любил и восторгался Пуссеном и Ватто. Он традиционен в построении картины мира; он как камень, отвергнутый строителями, который стал во главе угла. Искусство его не иссякнет, во всяком случае, для нас, его последователей и посетителей его дара. Да, вроде ничего особенного нового он не открыл, просто он искренне и честно, как признание в любви, пропел Свой романс Великому искусству.

Музей "Царскосельская коллекция" в связи с юбилейной датой - 90-летие со дня рождения Владимира Шагина, хочет преподнести всем подарок и устроить ретроспективный показ работ художника. Кроме работ, хранящихся в фондах музея, в экспозицию включены произведения из частных коллекций (Д. Шагина, Ю. Горской, А. Андрущенко, Н. Благодатова, А. Филиппова, А. Кузнецова и др.), что даст возможность получить цельное представление о творчестве большого художника.
Предисловие
Раскрыть текст
«Впервые я увидел Владимира Николаевича Шагина в 1979 году, осенью. В коридорах ЛДМ готовилась одна из выставок неофициальных художников. Он был в сером слегка помятом костюме, с небольшой связкой холстов.
- Это Володя Шагин, гениальный художник, - сказал мне коллекционер Николай Благодатов.
Я не поверил: у него не было ни бороды, ни широкополой шляпы. Пока он не заговорил о живописи, о картинах, стоящих вдоль стен. Взгляд его пламенел, жесты становились выразительны и резки, голос громок. Не просто громок - он сотрясал всё пространство вокруг. Все оборачивались.
На выставке я впервые увидел его работы. Они резко выделялись из общей массы других - чистотой цвета, экспрессивностью, эмоциональным звучанием.
Осенью 1980 года в ДК им. Кирова открылась выставка группы ленинградских художников, среди которых выставлялся и В.Н. Как настоящий фанат, я часами наслаждался его экспозицией. Приезжал чуть ли не каждый день. Однажды услышал за спиной голос маэстро:
Что вы так внимательно разглядываете, молодой человек?
Я был смущен. В ту пору у меня была машина, и я предложил его подвезти. Он по-детски обрадовался, и с восторгом закричал:
- Это моя мечта! На голубом фордике! По автострадам Америки! Со скоростью 100 км/час!
Мы приехали на Охту, где находилась Гелина скульптурная мастерская от ЛОСХа, в которой В.Н. тогда жил и работал. В узком длинном коридоре жались к стене жуткие каменные монстры - гипсовые отливки Лукичей (так В.И. Ленина называли скульпторы, лепившие его) и каких-то победителей соцсоревнования. Проходящего сквозь этот строй охватывал ужас Лепорелло: «Статую в гости звать! Зачем?».
В.Н. с гордостью пояснил: «Это все мои друзья сделали», имея в виду бедных ЛОСХовских скульпторов, с которыми он поддавал.
В самой мастерской на полу лежала огромная деревянная баба. На стенах - его живопись. Шагин предложил подняться на антресоль, где было его жилище, похожее на берлогу большого зверя.
Среди вороха бумажек, картонок, красок и тряпок были папки с его рисунками и акварелями. Рассматривая их, я открывал его мир: глубокий, тонкий и при этом очень личный. Все мои живописные пристрастия - Сезанн, Матисс, Ван-Гог, Руо, немецкие экспрессионисты оказались отодвинуты в тень под впечатлением его работ.
Я стал ходить к нему в гости, принося на суд свои первые живописные опыты. Они, кажется, не были прямым подражанием ему. Но на мир я смотрел его глазами. В большинстве своем это было наивно и беспомощно. Однажды, глядя на мои новые рисунки, он сказал: «А не заняться ли тебе, Андрюша, поэзией? Или прозой?»
Однако я не унимался. Я гулял по улицам и думал «вдохновенно», как он выражался.
Не раз мы бродили вдоль Оккервиля и Охтинки. Он - в синем берете и драповом пальто показывал свой мир. Делал острые зарисовки в блокнот. Я любовался им. У нас никогда не возникало «долгих-умных» бесед об искусстве. Его фразы и выражения были настолько остры и самодостаточны, что в его устах, как у мудрого старца или блаженного юродивого даже банальные истины наполнялись новым, глубоким смыслом, раздвигая границы моего восприятия мира.
Осенью 1981 года в Голубой гостиной ЛОСХа открылась его персональная выставка. По тем временам - неслыханное чудо. Ведь В.Н. никогда не был членом этой организации.
Он был похож на заговорщика, террориста, подложившего бомбу в стане врага.
На лестнице, еле сдавливая смех, он громко шептал мне: - Представляешь, едва взглянув на экспозицию - ОНИ выскакивают!!! Как кипятком ошпаренные...
«Нас мало избранных, счастливцев праздных...» цитировал он вздыхая.
Шли годы. Время влюбленности прошло. В.Н. перебрался на Кубинскую - в 3-х комнатную хрущевку. Редко куда выбирался. Жил замкнуто. Живопись его оставалась такой же богатой, эмоционально напряженной. В квартире не осталось никаких книг, кроме трехтомника Пушкина, которого он очень любил и знал наизусть. С особым чувством декламировал отрывки из «Маленьких трагедий». При этом сам становился Моцартом, Дон Гуаном, бароном из «Скупого рыцаря».
Некоторым своим работам он давал названия строчками трагедий. Например «Ночь, фонтан, сад» - разговор Марины Мнишек с Самозванцем ночью у фонтана. И действительно, его живопись своим лирическим строем роднится с поэзией Пушкина.
Когда картина удавалась, В.Н. загадочно и торжественно произносил из «Скупого рыцаря»:
Не много, кажется, но понемногу сокровища растут.
И огромным, дюймовым гвоздем приколачивал её к стене. В ответ на похвалы он резко выкидывал вперед свою широкую ладонь с оттопыренным большим пальцем, словно выхватывал на обидчика финку. И с надрывом выкрикивал в лицо:
Мне разве даром все это досталось, или шутя, как игроку, который гремит костьми да груды загребает?
Вообще к своим работам у него не было трепетного отношения. Некоторые холсты были порваны, некоторые продавлены, другие заляпаны свежей краской. Немногим удавалось уцелеть от «физического насилия», которое сам же над ними чинил. Но, как всякий гениальный художник, он прекрасно понимал ценность и значимость своих работ.
- Я знаю мощь мою: с меня довольно сего сознанья... - цитировал он из «Скупого рыцаря».
Случались времена, когда В.Н., дабы самоустраниться от несовершенства этого мира, начинал юродствовать. Причем настолько самозабвенно, что окружающим казался невменяемым, сам теряя грань между игрой и реальностью. В эти периоды навещать его было мучительно тяжело. Отскабливать квартиру, которая просто зарастала грязью, терпеливо выслушивать его бред... И все-таки каждый раз, выходя, я испытывал чувство благодарности к В.Н.
Иногда казалось, что стоит выйти за порог, как он, потирая руки, что обманул всех, подбежит к одной из своих работ, развешенных на убогих, обшарпанных стенах, и нырнет туда - в свой мир, полный грез, любви и ожидания чуда.
И верно: из хаоса рождается гармония.
В редкие дни (обычно 18 февраля в день его рождения) когда собирались к нему «Митьки», чтобы поздравить БАТЮ, он был необычайно доволен и оживлен. Играл и пел под гитару (в последние годы гитара отсутствовала), обязательно рассказывал анекдот про старого быка и молоденького бычка, где, конечно, старым быком был он сам. В конце вечера - непременный шахматный турнир с Олегом Фронтинским.
Последний раз я был у него за неделю до Пасхи.
Новые работы - необычайно мощные, словно высеченные из камня композиции. Они мерцали глубокими серо-голубыми тонами со вспышками пурпура. Черный контур заставлял их звенеть.
В.Н. жаловался на усталость. Он был похож на изможденного долгой дистанцией бегуна, вышедшего на финальный отрезок пути.
Глядя в сумеречное окно, за которым двигалась электричка, он вдруг произнес:
- А знаешь, ведь просто так только репей растет...
Когда я вышел на улице пахло весной.
Я оглянулся. Он в зимней шапке и куртке высовывался из узенького кухонного окна, словно собирался отправиться в путь...».

Андрей Кузнецов
О художнике
Раскрыть текст
Годы жизни: 1932 — 1999.
Родился в Ленинграде.
1946-1951 - учился в Средней художественной школе при Ленинградской Академии художеств. Отчислен за «формализм». Работал в кукольном театре.
1952 - принят на третий курс Ленинградского художественного училища. 1955 - отчислен за «формализм».
1955 -1959 - играл на гитаре и контрабасе в оркестре народных инструментов А. Катышева.
1962-1968 - находился на принудительном лечении в психиатрической больнице.
1974-1975 - участвовал в выставках в ДК им. Газа и ДК «Невский».
До 1979 работал разнорабочим, раскройщиком полиэтилена, электромонтажником, грузчиком.
1983-1989 - член объединения, участник выставок «Товарищества экспериментального изобразительного искусства».
С 1984 участвовал в выставках группы «Митьки».
Работы Владимира Шагина находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее «Царскосельская коллекция», Центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (Франция, Париж), Музей Зиммерли Ратгерского Университета, коллекция Доджа (США, Нью-Брансуик), частных собраниях в России и за рубежом.
Биография
Раскрыть текст
Произведения
Экспозиция
Открытие
Художник Владимир Шагин
Художник Владимир Шагин
Художник Владимир Шагин
Художник Владимир Шагин
Художник Владимир Шагин
Художник Владимир Шагин
Посмотрите другие выставки
Made on
Tilda