История
В конце 1980-х годов в России не было музейного собрания неофициального искусства. Тогда мне стало ясно, что Ленинграду нужен такой музей. Я ждал его, как все, с нетерпением. Посещал выставки с участием галерей, которые одна за другой появлялись в городе. В мастерских художников встречался с В. Пушкарёвым, который хотел создать музей в Москве, и с М. Шейнбаумом, собиравшим работы для Манежа. Знакомился с коллекциями С. Ласкина, Н. Благодатова, Логиновых, Чудновских, Сидоровых, Фронтинского.
Основатель и директор Государственного музея
«Царскосельская коллекция» А. М. Некрасов
С февраля 1988 года в здании на улице Карла Маркса (Магазейной) размещалась Учебная мастерская живописи, именно тогда возникла идея создания музея. Вокруг мастерской сплотились художники, начала формироваться коллекция. Многое приходилось искать и делать впервые. Критерии, на которые мы ориентировались при отборе картин — это живописность, пластичность, сочетание духовно-созерцательного и научно-изыскательного подходов. Понимание того, что именно такое объединение живописного и духовного должно быть взято за основу коллекции, окончательно сложилось на выставке Владимира Стерлигова, проходившей в музее Достоевского в 1989 году.
Уже на открытии первой постоянной экспозиции музея были представлены основные направления коллекции — ленинградские неформальные художественные объединения и художники, продолжавшие традиции русского авангарда.
Все они, выбрав путь исследования живописной формы и цвета, в сложнейших условиях репрессий, войны и разрухи не только вели работу по осмыслению грандиозных по масштабам, космических идей родоначальников русского авангарда К. Малевича, М. Матюшина, П. Филонова, но и обратили свои взоры к пространству микрокосмоса, нашли собственную интонацию в пластическом разговоре о человеке.
В настоящее время экспозиция музея состоит из трех основных разделов: первый раздел охватывает период 1920-40-х годов, второй — 1950-90-х годов, третий раздел посвящен художникам Арефьевского круга.
Значительную часть музейного собрания составляет коллекция графики, произведения из которой регулярно выставляются в Графическом кабинете.

Учебную мастерскую можно рассматривать как научно-исследовательскую лабораторию в области искусства, в которой ведутся практические занятия по изучению художественных произведений из фондов музея. Это дает возможность проникнуть в тайну сложения картины и по-новому переосмыслить установившиеся взгляды на современное искусство.
Хронология
В здании бывшей Николаевской гимназии начинает свою работу Учебная мастерская живописи.
1986
Декабрь
Учебная мастерская переезжает в здание на ул. Карла Маркса, 40 (ул. Магазейная) и занимает одну из квартир.
Февраль-март
1986
Художники и ученики Учебной мастерской объединяются в Общественную организацию «Галерея», учредителем которой становится Совет самоуправления №3.
Благодаря председателю Совета Василию Рогозину здание на ул. Маркса полностью передано Общественной организации «Галерея». Направление её деятельности: работа Учебной мастерской живописи, выставки-продажи, формирование фонда художественных произведений.
Руководит «Галереей» художественный совет, в составе которого — Александр Некрасов, Евгений Жулидов, Сергей Парасочка, Елена Гора, Виктор Шишканов.
1990
Происходят события, отразившиеся на развитии художественного фонда: Валентина Поварова знакомит Александра Некрасова с семьей Льва Юдина, учениками Владимира Стерлигова и художниками круга Павла Кондратьева. Знакомство с Людмилой Глебовой, посещение квартиры Владимира Стерлигова и Татьяны Глебовой. Встреча с семьёй Басмановых.
1991
В здании на ул. Маркса (Магазейной) открыта постоянная экспозиция.
1991
8 февраля
В Министерстве юстиции РФ зарегистрирован Общественный музей «Царскосельская коллекция» (правопреемник Общественной организации «Галерея»).
1992
12 февраля
В коллекцию музея поступило наследие Василия Ушакова.
1992
Выставка «Музей представляет художников СанктПетербурга» в Запасном дворце (СПб, г. Пушкин), с участием работ художников "Арефьевского круга".
1993
Благодаря художникам и участию Александра Сторожука отремонтирован и введен в эксплуатацию цокольный этаж здания.
1993 - 1994
Общественный музей «Царскосельская коллекция» передал в дар городу Пушкину 800 произведений живописи, графики и скульптуры. По решению администрации Пушкинского района музею присвоен статус государственного.
1996
1 июля
В Центральном выставочном зале «Манеж» состоялась выставка «Царскосельская коллекция представляет художников Санкт-Петербурга».
1997
На выставке «Петербург-1997» представлена экспозиция, посвященная семилетию музея.
В период до 2001 года были сделаны выставки Стерлигова, Глебовой, Басманова, Митрохина, Ушакова и другие.
1998
Январь
К 10-летию музея открыта постоянная экспозиция «Арефьевский круг».
Олег Фронтинский, Валентин Громов, Любовь Гуревич, Дмитрий Шагин, Николай Благодатов, Анатолий Сидоров передали в дар работы художников «арефьевского круга». С 2006 года выпускаются художественные альбомы, знакомящие с художниками, наиболее полно представленными в собрании музея.
2001
1 июля
1996 - 2010
В фонды музея поступили рисунки Геннадия Устюгова, Владимира Яшке, Владимира Шагина, наследие Николая и Анны Костровых, акварели и рисунки Павла Басманова, пастели Леона Нисенбаума, живописные и графические работы Иосифа Зисмана, художественный проект «Архетипы» группы "Митьки".
2005 - 2011
Реставрация музейного здания, построенного в 1909 году по проекту архитектора Густава фон Голи для действительной статской советницы М. Стеткевич.
В соответствии с распоряжением КГИОП от 27 июня 2016 года «Дом М. А. Стеткевич» (г. Пушкин, Магазейная улица, д. 40/27, лит. А) вошел в перечень объектов культурного наследия регионального значения.
2016
2018
Совместно с Государственным музеем истории СанктПетербурга музей «Царскосельская коллекция» выступил организатором международной научной конференции «ГИНХУК / Баухаус. Исследования и открытия», посвященной столетнему юбилею институций.
Сегодня коллекция музея насчитывает 6500 единиц хранения. В ней представлены направления петербургского, московского искусства ХХ века от В. Гринберга до В. Паршикова, от В. Ермолаевой до учеников В. Стерлигова и П. Кондратьева, от ленинградского "Круга" до "Митьков", от "Маковца" до Б. Чернышева, от Г. Длугача до художников группы "Эрмитаж".
2021
Made on
Tilda