Зал Сергея Романовича
Живопись иррациональна. Она происходит из глубин (чело­века), как родник бьет из-под земли. Задача ее — преображе­ние видимого мира (объекта) через гармонию, которая знак ис­тины. (Работать) писать в гармонии может тот, в ком она живет (это тайна человека). Рассудочность может дать только «мудр­ствование от лукавого». Человек развивает лучшие высшие силы своей природы, занимаясь живописью (от истины).
Из записной книжки С.М. Романовича

История

Сергей Михайлович Романович (1894 - 1968) - классик русского искусства двадцатого века, чье творчество только сейчас является нам во всем своем живописном величии, извлеченное из насильствен­ного забвения. Он - один из главных «маковчан», членов объединения «Маковец», художников, которые стремились обновить искусство в поисках третьего пути между застойным традиционализмом и авангардом, зашедшим в тупик после бесплодных попыток найти общий язык с революционной утопией. Романович продолжил тради­цию до шестидесятых годов, связав своей судьбой самые жизнестой­кие и плодоносные пласты российского художества XX века. Образы, созданные мастером, удивительно многомерны: здесь и романтичес­кая память об античности, и христианские медитации, и тонкий вкус к новациям современности. Друг Михаила Ларионова, он разви­вал в колористических исканиях принцип своего рода фигуративно­го ташизма, близкого ларионовским лучистским феериям. Но у Ро­мановича гораздо сильнее проступает религиозное чувство, цвето­световая материя его картин — в особенности в евангельских сюже­тах - выражает некий «мир душ», чающих просветления. В этом отношении он - наследник живописи Ге; с другой стороны, его работы тематически родственны картинам Жоржа Руо. Полифонию его красок и форм дополнительно обогащают реминисценции старых мастеров: Тинторетто, Ватто, Делакруа. Жизнь не бало­вала художника. С тридцатых годов он ушел в творческое подполье, жил в нищете. Но продолжал плодотворно трудиться, повторяя, что, уходя в искусство, «мы живем в больших временах», то есть в вечности.

М.Н. Соколов
О художнике
Раскрыть текст
Сергей Романович родился в 1894 горду в Москве в семье инспектора Опекунского совета.

С 1909 по 1918 год учился на живописном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества у Н. Касаткина, А. Архипова, К. Коровина, П. Кузнецова.

1912–1914 — познакомился с М. Ларионовым и Н. Гончаровой, стал членом объединения «Лучисты и будущники», пробовал себя в неопримитивизме, кубизме, лучизме.

1918–1920 — преподавал в изостудии московского Пролеткульта, в 1922–1923 — в московском ВХУТЕМАС (руководитель мастерской живописи и рисования, профессор).

1921–1926 — являлся членом объединения «Маковец», участвовал в его выставочной и издательской деятельности. «Маковец» (1921–1927) — художественно-литературное объединение, названное в честь холма, на котором Сергием Радонежским была основана Троице-Сергиева лавра, по выражению П. А. Флоренского — «средоточной возвышенности русской культуры». Члены общества — в их числе В. Н. Чекрыгин, Л. Ф. Жегин, Л. А. Бруни, К. К. Зефиров, Н. М. Чернышев, П. А. Флоренский, Р. А. Флоренская, — утверждали идеи о единстве художественного и духовно-философского начала, о стремлении к соборности и синтезу в искусстве, о преемственности культурных традиций.

1920–1929 (с перерывами) — преподавал в воронежском отделении ВХУТЕМАС (один из организаторов).

1928 — вступил в Общество московских художников (ОМХ).

1932 — принят в Московское отделение Союза художников РФСФР.

1931–1932 — преподавал в Архитектурно-строительном институте, направлялся в творческие командировки на Русский Север, в Среднюю Азию, Азербайджан.

1935–1948 — работал в мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР.

В 1941 году был мобилизован в войска ПВО, участвовал в работах по обороне Москвы, зимой 1941–1942 года попал в госпиталь, по состоянию здоровья был освобожден от армии.

После войны почти не экспонировал свои произведения, зарабатывая на жизнь монументальными, а с 1960-х — скульптурными заказами, в 1950 году преподавал на декоративном отделении Московского высшего художественно-промышленного училища.

Основная часть работ, созданных С. М. Романовичем в станковой живописи и графике, посвящена античной и христианской темам, которые он разрабатывал в течение всей жизни.

Автор теоретических работ «О реализме», «Об искусстве», воспоминаний о М. Ф. Ларионове, статей, посвященных Феофану Греку, Н. Н. Ге, П. И. Бромирскому, П. В. Митуричу, К. К. Зефирову.

Умер в Москве 21 ноября 1968 года, похоронен на Даниловском кладбище.
Биография
Раскрыть текст

Произведения

С. М. Романович. Автопортрет на красном фоне. 1950-е Холст, масло
Автопортрет на красном фоне. 1950-е
Холст, масло
С. М. Романович. Бегство в Египет. 1950-е Холст, масло
Бегство в Египет. 1950-е
Холст, масло
С. М. Романович. Христос и Никодим. Начало 1950-х Холст, масло
Христос и Никодим. Начало 1950-х
Холст, масло
С. М. Романович. Блудный сын в трактире. 1940-е Холст, масло
Блудный сын в трактире. 1940-е
Холст, масло
С. М. Романович. Добрый самаритянин. 1940-е Холст, масло
Добрый самаритянин. 1940-е
Холст, масло
С. М. Романович. Моление о чаше. 1950-е – 1960-е Холст, масло
Моление о чаше. 1950-е – 1960-е
Холст, масло
С. М. Романович. Снятие с креста. 1950-е – 1960-е Холст, масло
Снятие с креста. 1950-е – 1960-е
Холст, масло
С. М. Романович. Осмеяние Христа (Увенчание Христа терновым венцом). 1950-е Холст, масло
Осмеяние Христа (Увенчание Христа терновым венцом).1950-е
Холст, масло
С. М. Романович. Снятие с креста. 1950-е Бумага, тушь, перо, карандаш
Снятие с креста. 1950-е
Бумага, тушь, перо, карандаш
С. М. Романович. Притча о блудном сыне. Возвращение. 1920 Бумага, эстампаж
Притча о блудном сыне. Возвращение. 1920
Бумага, эстампаж
С. М. Романович. Притча о блудном сыне (Двое за столом). 1920 Бумага, эстампаж
Притча о блудном сыне (Двое за столом). 1920
Бумага, эстампаж
С. М. Романович. Притча о блудном сыне. Свинопас. 1920 Бумага, эстампаж
Притча о блудном сыне. Свинопас. 1920
Бумага, эстампаж
Другие залы постоянной экспозиции
Made on
Tilda