Александр Арефьев (1931–1978) и его друзья: Шолом Шварц (1929–1995), Рихард Васми (1929–1998), Владимир Шагин (1932–1999), Валентин Громов (1930) — первая в Ленинграде когорта художников, противопоставивших себя официозу. Они не были «детьми оттепели», их мировоззрение и самосознание формировались уже в конце 40-х – начале 50-х гг., и поэтому есть в них особенная суровость и бескомпромиссность. О них говорили: «крутой кипяток», говорили: «отсвет их решимости лежит на всём поколении». Для дерзких подростков военного времени искусство стало не бегством от действительности, но делом чести, рыцарским оружием, оберегающим их от падения до уровня обывателя. Советской действительности они противопоставили её художественное исследование. Довольно равнодушные к теории и художественным манифестам, они были чрезвычайно жадны до впечатлений. Каждого тянуло к разным сторонам жизни, но всем нужно было от неё оттолкнуться, и потом обобщить и пластически преобразовать.
Можно проследить их генетическую связь с «Кругом художников», увидеть некое сходство и различия, большую раскрепощённость, ударность художественных средств, напряженность и остроту переживаний, большую выраженность индивидуальности каждого. Гигантская личность Арефьева обладала способностью не подавлять, но, скорее, заострять, «чеканить» индивидуальности своих друзей. Постоянно конфликтующий с властями, Арефьев эмигрировал и умер в Париже. Остальные, продолжая жить взаимной творческой стимуляцией, оставались в подполье более глубоком, чем всё неофициальное искусство. Перестройка их не изменила: в них так и осталось отвращение к публичной жизни. Однако их живописные достижения имеют наиболее высокий рейтинг среди художников и ценителей этого искусства.
Любовь Гуревич