ГЕННАДИЙ УСТЮГОВ
24 сентября - 23 октября
Общая информация
Открытие: 24 сентября 2022 в 14.00
Закрытие: 23 октября 2022 в 17.00
Экспонаты: живопись, графика


О художнике
Уже в ранних работах Геннадия Устюгова предстают сквозные темы: женский образ – его можно обозначить как «Прекрасную Даму», и музыка – изображение человека с музыкальным инструментом. Дамы одеты в старинные платья, и при поверхностном взгляде эти изображения ассоциируются с мирискустнической традицией. Но это не костюмированность и не пассеизм в духе начала века. Его дамы – никто и ниоткуда. Старинное платье не помещает их в прошлое, оно только выявляет их нездешность, их отрыв от обыденности. Они скорее некрасивы телесно и все-таки идеальны: в своей полной отрешенности, в своей очищенной одухотворенности.
… В 1970-е гг. ощущение бесплотности усиливается истончением самой плоти живописи, а также полным отказом от анатомической правильности, от определенности, от «портретности» лица. Смытая, блеклая, дымчатая, словно тающая живопись, жидкие прозрачные мазки нежных оттенков, чаще – в окружении серого, - все это создает ощущение грезы, в которую погружены его дамы.

… К концу 1970-х появляется еще один персонаж, воплощающий его душевный настрой: это отшельник, сидящий в лодке, или странник, двигающийся по бесконечной пустыне. Еще новшество: появляются композиции, где фоном для фигуры или натюрморта служит стена в комнате – стена с окном, которое можно принять и за картину – оно не имеет переплета и заключает в себе мечту, грезу в грезе…
...Скупость предметного ряда всегда была ему присуща: для натюрморта хватало одного предмета, для изображения деревни – одного дома. В 1990-е экономия переходит на весь формальный строй. Картина представляет собой как бы переведенный в краску графический набросок, где главную роль играет линия контура. Кроме фигуры в прозрачной и беспредельной пустоте мира появляются немногие предметы: параллелепипеды многоэтажных домов – как символ реальности, музыкальные инструменты – как символ прекрасного, лодка – как символ романтики. А еще птицы – как существа, имеющие крылья и близкие небу.
…Его отрешенность от реальности в её бытовом смысле, от реальности отношений, сложных причин и следствий не есть нечто специально для искусства выработанное, это не позиция, а жизненный факт. Устюгов действительно оторван от реальности, не приспособлен к ней, он её не понимает и не интересуется ею. В то же время объектом его чувств является все-таки реальность – та, которая остается за пределами практического и для человека «нормального» только окаймляет обыденность: небо, светила не нем, птицы, времена года, общая непонятность мира, свобода и неволя, собственная малость и безграничность вселенной, незнание начала и конца. Эту окраину обыденного и вместе с тем сердцевину бытия Устюгов непрерывно ощущает, и это наполняет его работы, делая их при всей их ирреальности прозрачно ясными. И то, что в жизни имеет вид крайнего простодушия, наивности, пройдя через искушенною художественную форму, обретает ценность свидетельства и глубину философской притчи.


Биография
1937 – родился в г. Токмак Фрунзенской области Киргизской ССР.

1950 – с родителями переехал в деревню Новосаратовка Всеволожского района на правом берегу Невы.

1953 – 1956 – учился в СХШ, отчислен «за увлечение импрессионизмом».

С конца 1950 - по 1963 - работал на заводе им. В. И. Ленина, в троллейбусном парке №3, на заводе «Большевик» слесарем, сварщиком, маляром, грузчиком, разнорабочим, художником-оформителем. В свободное от работы время писал картины. Занимался в изостудии ДК им. В. И. Ленина, в которой преподавал Феликс Лемберский.

Получил пенсию по инвалидности вследствие психического заболевания.

1974 – участник выставки в ДК им. Газа.

1975 – переехал в Ленинград, вступил в Товарищество экспериментальных выставок (ТЭИ).

1981 – 1989 – член Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ).


Made on
Tilda