ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
Ретроспективная выставка живописи, графики и скульптуры, посвященная 100 - летию со дня рождения художника.

Общая информация
Открытие: 29 апреля 2023 в 14.00
Закрытие: 4 июня 2023 в 17.00
Экспонаты: живопись, графика, скульптура


О художнике
Конечно же, Володя Волков - типичнейший ху­дожник-философ. И уже в этом смысле принадлежит ко­горте мастеров, которую возглавляют Кондратьев со Стер­лиговым. Он - из их племени.

В своей художественной генерации Волков подтверж­дает скорее не правило, а исключение. Родился и вырос на окраине страны (Улан-Удэ). Начал профессиональное об­разование (1938-1942) в Пензенском художественном училище. Известное своими добрыми традициями, оно да­ло азы ремесла, но это тоже была провинция. И впослед­ствии, приживаясь к Питеру, он, естественно, не мог не чувствовать себя провинциалом. Но именно „провинциа­лизм" художника вкупе с „тугодумством" помогли ему не попасть в ряд бойких и удачливых коллег-ровесников и не затеряться среди них. „Отставание" позволило осмотреть­ся. Начинающий художник заглядывал не в сегодняшний и даже не в завтрашний день. Он пытался заглянуть в „по­слезавтра". И если говорить о самой главной черте его ха­рактера, то это, пожалуй, - целеустремленная независи­мость, способность к самостоятельным суждениям.
Окрещенное тогдашними остряками „эпохой позднего (в политическом смысле) реабилитанса" время художник рассматривает и как время реабилитации важнейших че­ловеческих понятий. И здесь рядом с понятием „прекрас­ное" он ставит понятие „нравственное" - типичная пози­ция „шестидесятника", впрочем, глубоко укорененная в недрах отечественной культуры. „Прекрасное" для Волко­ва - форма нравственного очищения. И в этом, „как при­нято у нас говорить, - подстраховывается он, - его соци­альная функция".
Унифицированной культуре официоза он противопос­тавляет (оценивая выставку в мае 1965 года работ худож­ников, погибших в войну и блокаду) художественную куль­туру совсем другую, связанную с именами таких ярких творческих личностей, как Тырса, Лапшин, Юдин, Успен­ский, Сырнев, Ермолаева, Филонов. Для Волкова - они пример мастеров, „профессионально, творчески воору­женных в степени, которая сейчас для нас является целью, а может быть, мечтой". Постепенно в сознании Волкова кристаллизуется идея суверенитета и самодостаточности искусства.
Приняв тезис об изначальности специфических про­блем искусства, художник не мог не задаться вопросом о критериях подлинного профессионализма. Для Волкова профессионализм подразумевал владение законами плас­тической культуры. В них - опора художника, прочная поч­ва под ногами, дающая ощущение собственной правоты. Но она основана на глубокой традиции и ничего общего не имеет с эстетическим релятивизмом. Дилетантство никог­да не рассматривалось Волковым как выражение творчес­кой свободы. „Пластический хаотизм" категорически от­вергался. Неконтролируемая принципами гармонии сти­хийность творчества, анархическое бунтарство чужды художнику. Он убеж­ден, что к „формализму" толкает чувство профессиональ­ной ответственности, стремление в полной мере овладеть арсеналом специфического художественного языка. Это - грамота, без которой немыслимо двигаться дальше, решать содержательные задачи.
Заботами о творческом профессионализме объясняет­ся - в первую очередь - и обращение художника к опыту авангарда. Если социальная функция художественной культуры - в создании прекрасного, то „в искусстве пре­красно <...> именно то, что создается, изобретается, а не то, что отражается, имитируется, репродуцируется". Истол­ковывая миссию художника как человека, несущего в мир прекрасное, Волков выражал и собственные творческие потенции, и потребность переустройства действительнос­ти. Понятно, что ему был близок преобразовательный ак­тивизм авангарда. В основном художник раз­рабатывает идущий от кубизма тип картины малой глубины, использует (опять же - кубистический) принцип выпукло-вогнутости, создающий эффект ускользающего качества цвета. (Цвет - ослабевает „на глазах" и уходит в „туман", в белизну или - возникает из нее, как бы рождаясь из пусто­ты, - прием, широко практиковавшийся еще Малевичем и варьируемый Стерлиговым и Кондратьевым). Поверхность картин у Волкова перестает быть фиксированной, она как бы движется, дышит, пульсирует. Не знает она и иллюзор­ных провалов, прорывов, граница между „фигурой" и „фо­ном" теряет абсолютное значение. Поразительна способность художника держать пласти­ческое напряжение картины. Ее упруго вибрирующая пло­скость подобна чуткой мембране по отношению к реально­сти, посылающей ей импульсы, дающей первотолчок даже в тех случаях, когда предметность почти исчезает. Разрабатывая концепцию картины не „зеркала", а „пластической мембраны", Волков находит свои ритмиче­ские ходы, композиционные построения. Часто они тяготе­ют к замыканию, развиваются вокруг центра. В ритмике компози­ций - и это уже сугубо „волковское" - ощущается нечто подчеркнуто грубоватое, плотницкое, как будто их формы вытесаны с помощью топора и долота. Эта метафора обретает свое предметное подтвержде­ние, наполняясь первородным смыслом, в исполненных Волковым „матрешках". К фольклорной традиции органи­чески подключен опыт кубизма. Неожиданные сколы от­крывают разные лики ярко расписанных и словно на гла­зах оживающих „чурок".
Дыша общей атмосферой времени, двигаясь в одном русле и бок о бок с другими очень крупными мастерами, Волков никогда не изменяет самому себе. В мировоззрен­ческом комплексе художника четко улавливается своя на­правленность. Всю свою жизнь он стремился прорваться к „истине" - проявлению невидимого (ощущаемого, осозна­ваемого) - в видимом. Однако не помышлял о каком-то „другом" мире, что соответствовало - некогда - духовным устремлениям начала века и эхом отозвалось в стерлиговских „антимирах". Ни в социально-утопическом, ни в ре­лигиозно-эсхатологическом плане поиски „другого" мира Волкова уже не искушают. Но он ищет и проповедует сво­им искусством другое - отличное от преобладающего в его времена - отношение к миру. Отношение, в котором поня­тие творческой воли, будучи глубоко личностным, имеет позитивный, конструктивно-созидательный смысл.

Из статьи Льва Мочалова «Путь шестидесятника. Владимир Волков. Эстетика и творчество».





Биография
Владимир Петрович Волков

1923 - родился в Верхнеудинске (Улан-Удэ)

1938—1942 годах учился в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого

1942 - 1945 - едва достигнув восемнадцати лет, ушел на фронт, участвовал в битве на Курской дуге и был тяжело ранен.

1945—1948 служил на Сахалине.

1948 - переехал в Ленинград, работал печатником в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

1952 -1958 - учился на графическом факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

1954 - женился на художнице Галине Петровне Молчановой.

1958 - вступил в Ленинградский Союз советских художников, начал участвовать в выставках.

1959 - преподавал в Институте им. И. Е. Репина. Занимался живописью.

1963 - знакомство с В.В. Стерлиговым.

1964 - начал заниматься деревянно скульптурой.

Конец 1960-х — 1970-е — оформлял интерьеры различных зданий в Калуге и Ленинграде.

1965—1980-е — прекратил публичную выставочную деятельность из-за пересмотра взглядов на искусство.

Скончался в 1987 году. Похоронен в Петергофе на Бабигонском кладбище.

Работы Владимира Петровича Волкова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном музее «Царскосельская коллекция», Ярославском художественном музее, Вологодской областной картинной галерее, Отделе эстампов и фотографий Российской национальной библиотеки, частных коллекциях в России, Германии и Франции.

Made on
Tilda