Невиданная Кириллова
Из собрания семьи художника

Общая информация
Открытие: 16 декабря 2023
14:00 Большой зал
Закрытие: 4 февраля 2024
Экспонаты: Живопись, коллаж


О художнике
Творчество Ии Кирилловой не нуждается в представлении. Все мы хорошо помним выставку в стиле "тортизм" в Мраморном дворце (2001), большую выставку в "Царскосельской коллекции" (2008), выставку живописи и коллажа в музее-квартире И. И. Бродского (2017).

К юбилейной дате — 95-летию со дня рождения Ии Алексеевны — музей готовит выставку "невиданной" Кирилловой: наряду с «классическими» работами последнего периода, определившими лицо художницы, будут представлены ранние живописные композиции и коллажи, которые Ия Алексеевна никому не показывала, в том числе ранний портрет Льва Борисовича Каценельсона, созданный в 1960-е годы.

Работы для выставки предоставлены Дмитрием Михайловым, племянником Ии Алексеевны Кирилловой.



«Собственный стиль — а об Ие Кирилловой выговарива­ется именно: стиль, а не манера — был создан на основе глубоко­го изучения декоративно-прикладного искусства, плюс усвоение одного из ходов раннего Шемякина — способа изображения фи­гур в его «Галантных сценах». Первое и второе отнюдь не про­тиворечат друг другу. Сам Шемякин как источник пластики этой серии указал городецкую живопись.

В декоративно-прикладном искусстве Ия Кириллова берет отнюдь не орнаментальность, как это обычно бывает, но — деформацию. И если в одном из главных направлений ХХ — в экспрессионизме — деформация есть средство выразить травматический опыт, то в народном искусстве ее смысл совершенно иной. Народное декоративное искусство не бывает трагическим. Оно служит украшению жизни. Веселью. Празднику.

Как и в народном искусстве, деформации Ии Кирилловой не психологичны. Психологизм ее не интересует. Но если ее работы вызывают какую-то эмоцию, помимо наслаждения красотой, то это чувство тонкого комизма, веселье. «Все, что связано с искус­ством, — это сплошное удовольствие», — заявляет художница.

Не забыть бы при этом, что сильнейшая сторона Ии Кирил­ловой — колорит. Цветовая напряженность. Изысканность. Изо­щренность. Это в последнее время у нее появился открытый, яркий цвет. Прежде гамма была в основном потушенной, фиолетово­коричневой. И когда она составляла себе колеры, то называла их так: кофе, какао, топленое молоко. Заметьте, все съестное. Говоря о творческом процессе, она уподобляет его кулинарному действию: «Главное — это выпечка фона».

В 90-е Ия Кириллова стала подписывать свои работы «Э.Т.», это означает — эскиз торта. Что называется, обозначила концепцию: «Все мои работы можно испечь в торте».

Коллажем Ия Кириллова занялась в 2006 году. Утверждает, что на это ее соблазнила английская бумага. И поездка в магазин IKEA, где ее пленили импортные бумажные салфетки.

Ию Алексеевну мало заботит, понятен ли ее мотив зрителю. Из этого не следует, что ей самой мотив не важен. Ничего случай­ного. То, что она изображает, — это всегда материальная культура.

Ия Кириллова воспринимается как авангардный художник потому, что всегда переживает время. Ощущает время как цен­тральную проблему.

Она — очень современный художник».



Фрагменты из статьи Любови Гуревич «Сплошное удовольствие» (опубликована в альбоме-каталоге «Ия Кириллова. Живопись. Коллажи. СПб., Государственный музей «Царскосельская коллекция», 2009).

Биография
Ия Алексеевна Кириллова (1928–2021)

Родилась в Ленинграде. Отец – журналист, репрессирован в 1934 г. после убийства С. Кирова, погиб в ссылке; мать – учитель русского языка и литературы, последовала с детьми за мужем на Енисей.

Во время войны Кириллова жила на родине отца, в деревне в Горьковской (ныне Нижегородской) области, где сохранялся богатый изобразительный фольклор, что оказало сильное влияние на ее творчество.

1945. Вернулась в Ленинград, занималась в изостудии Дворца пионеров у С. Д. Левина.

1952. Окончила живописный факультет ЛХУ им. В. А. Серова, где обучалась под руководством Е. М. Магарил.

В училище познакомилась с ленинградским коллекционером Л. Б. Каценельсоном, с которым ее на всю жизнь связали дружеские отношения, несколько позднее – с В. В. Стерлиговым и Т. Н. Глебовой.

В начале 1960-х дружила с художником М. М. Шемякиным. Дружила и тесно общалась с семьей художника А. А. Морошкина.

Работала художником в Лениздате.

Проявила себя как экспериментатор в графике, живописи, коллаже, шелкографии, занималась коллекционированием предметов народного искусства, пряников, пасхальных яиц, изучала историю костюма и танцев народов мира.

Участник Товарищества экспериментального изобразительного искусства Ленинграда (ТЭИИ), «Клуба любителей народного творчества», почетный член группы «Митьки».

С 1990-х годов, познакомившись с музеем «Царскосельская коллекция», поддерживала его деятельность и была постоянным гостем выставок и мероприятий музея.


Выставки:

1970-е – 1980-е – участие в квартирных выставках и выставках неофициального искусства в Ленинграде.

1978 – групповая выставка ленинградских неофициальных художников в Ереване, Армения.

1980-е – 2000-е – участие в выставках группы «Митьки».

1995 – групповая выставка «Женщина и ее время», Государственный Русский музей.

2001 – персональная выставка «Ия Кириллова. Живопись. Графика. Объекты» в Мраморном дворце, Государственный Русский музей.

2008 – юбилейная персональная выставка в Государственном музее «Царскосельская коллекция».

2009–2010 – соавтор идеи и участник выставок проекта «Резонанс» в Центре М. Шемякина и в Арт-центре «Пушкинская,10».

2010–2015 – участие в выставках проекта «Желтый треугольник» в Государственном музее «Царскосельская коллекция» и Малом выставочном зале ЦВЗ «Манеж».

2017 – персональная выставка в музее-квартире И. И. Бродского, Санкт-Петербург

2023 – персональная выставка «Зимние праздники» в галерее «Арт-Лига», арт-центр «Пушкинская, 10», Санкт-Петербург.

Ии Кирилловой не стало 21 марта 2021 года, похоронена в Царском Селе на Александровском кладбище.

Работы Ии Кирилловой находятся в Государственном Русском музее, Государственном музее современного искусства «ПЕРММ», Государственном музее «Царскосельская коллекция», в частных собраниях Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода и за рубежом.




Made on
Tilda