ПАВЕЛ КОНДРАТЬЕВ

Рисунки военных лет

Общая информация
Открытие: 26 января 2023 в 14.00
Закрытие: 26 февраля 2023 в 17.00
Экспонаты: графика


О художнике
Павел Кондратьев (1902–1985) — живописец, график, иллюстратор, в работах которого прослеживается преемственность идеям основоположников русского авангарда — Михаила Матюшина, Павла Филонова, Казимира Малевича.

С начала 1930-х годов по совету Малевича Кондратьев продолжил путь исследования пространства, формы и цвета под руководством гинхуковцев Константина Рождественского, который вел его «сначала через импрессионизм, потом принцип сезаннизма», и особенно Льва Юдина, «учившего кубизму, чтобы дать понимание формы через кубизм, то есть то, чем он сам работал». В предвоенные годы Юдин и Кондратьев постоянно общались, обсуждая художественные проблемы, вместе с С. Д. Левиным, М. А. Гороховой, Э. М. Криммером совершили две летние поездки: в село Миробудицы на Валдае (1938) и в город Корсунь-Шевченковский (1939), ставшие поворотным событием для творчества каждого из участников. В рисунках Кондратьева военной поры заново переживаются полученные в эти годы идеи.

В письмах с фронта Павел Кондратьев писал: «Напряженность и острота нарастают с каждым днем, прямо чувствуешь это в воздухе. Опять мало приходится спать, иной раз глаза слипаются неудержимо. Это утомляет больше всего. Помогает напряжение, в котором постоянно живешь. Несмотря на все это, почти каждый день мне удается немного порисовать. И пожалуй, я сделал успехи и кое-что еще понял в рисунке. <…> Поэтому-то постоянное желание работать, сделать еще и еще. <…>
Сейчас основное новое, что я вдруг понял и, главное, почувствовал это в натуре — это контраст пропорций пространства: вдруг стал чувствовать не только линейный, плоский ритм, а и объемный, в глубину, ритм форм, находящихся в пространстве. И знаете, сразу исчезла связанность линий, как только я стал стараться передать струящийся поток форм <...> Раньше это я никогда не чувствовал. И мне вдруг стал сразу понятнее кубизм, в котором основное — ритм пространства, ритм абстрагированных от предметности форм, а не просто плоскостное построение. Кубизм — это нечто вроде алгебры ритма пространства…» (Из письма В. Ф. Матюх 7 июня 1944 года).

Летом 1941 года Кондратьев был командирован Ленинградской организацией Союза художников в маскировочную службу 8-й авиабазы в составе Военно-воздушных сил Балтийского флота. Зиму 1941–1942 художник провел в блокадном Ленинграде, рисуя на улицах города и работая, фактически, документалистом тех страшных дней. Бомбежки, ночные пожары, ослепительные вспышки выстрелов, свист снарядов, общая тревога — все это живет в нарисованных им обгорелых домах, остатках деревьев, занесенных снегом, колючей проволоке, дотах, дзотах, разбитых танках и пушках. И над всем этим, как ангелы, парят сестры милосердия, к образу которых Кондратьев возвращался через десятки лет после войны.

В сентябре 1942 года Кондратьев был назначен начальником маскировочной службы Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота и отправлен на передовую в поселок Приютино. В 1944–1945 участвовал в Прибалтийской и Восточно-Прусской операциях. Старший лейтенант административной службы Павел Михайлович Кондратьев был награжден медалью «За оборону Ленинграда» (1943), медалью «За боевые заслуги» (1944), орденом Красной Звезды (1945).

Made on
Tilda