СЕРГЕЙ ГОЛЛЕРБАХ
Выставка, посвященная 100 - летию художника.

Общая информация
Открытие: 22 июля 2023 в 15.00
Закрытие: 6 августа 2023 в 17.00
Экспонаты: Живопись, графика


О художнике
Новые рисунки Сергея Голлербаха несут с собой воспоминания о многих художественных традици­ях. Люди на пляжах Нью-Йорка, горожане на улицах оборачиваются то намеренно грубо ляпнувшимися с кисти на полотнище свитка творениями дзеновских монахов, то упругими силуэтами, проложенными по туловищу амфоры кистью грека-вазописца, то полуабстрактными запятыми Дюфи. Голлербах всегда рисовал так, твердо нивелируя в своем рисунке разные манеры и культуры, и возрастные изменения зрения только акцентируют два его главных художественных рычага, два инструмента рисовальщика а именно пятно и линию, акварель и тушь, плоско положенный грифель и острый конец карандаша.

Рисунки Голлербаха при всей их острой характерности, сложно привязать к конкретному месту или историческому периоду. Это вторая половина XX века в евроамериканской культуре вообще. Но именно в сочетании такой профессиональной отчетливости и всепоглощающей культурности раскрываются время и ситуация, в которых произведения Голлербаха появились на свет. Графика здесь - искусство наброска, который не превратится ни в живописную ни в ри­сованную историю, потому что отдельные эпизоды, периоды жизни, фрагменты культур скреплены друг с другом сугубо механически. Органическая связь событий существует, но она проявляет себя в чем-то дру­гом, а поверхность повседневного опыта - это летящие друг за другом скетчи, динамично скользящие силуэты, как пластинки или диски, автоматически подающиеся, чтобы зазвучать в музыкальном аппарате. Зацепиться за что-то взглядом сложно так же, как сориентироваться и проложить путь на Египетском рынке в Стамбуле, где тор­гуют пряностями. И тут, конечно, на помощь приходит Голлербах как рассказчик, кстати многим родственный Гюнтеру Грассу в «Луковице памяти»: уж он-то помнит, где, когда и почему ему профессионально при­годились майоран или розмарин.



Екатерина АНДРЕЕВА

Биография
Род. 1 ноября 1923 (Детское Село, до 1918 ‒ Царское Село, с 1937 ‒ г. Пушкин, ныне в составе Санкт-Петербурга). Художник и график, литератор.

Из семьи петербургских интеллигентов. Мать Людмила Алексеевна (1893‒1980) преподавала немецкий язык, отец Лев Федорович (1887‒1943) ‒ выпускник Горного института, ставший впоследствии инженер-электриком. Дядя, брат отца, ‒ искусствовед Эрих Федорович Голлербах (1895–1942). В мае 1935 отец был арестован, попав в так наз. «кировский поток» репрессий после убийства С.М. Кирова. Всю семью выслали из Ленинграда в Воронеж на 5 лет. После обращения к Е.П. Пешковой, жене Максима Горького, высылка была отменена. В 1936 семья вернулась в Детское Село.

По возвращении из ссылки учился в средней школе в г. Пушкине и накануне войны в январе 1941 поступил в Среднюю художественную школу при Ленинградской Академии художеств. С началом войны остался с матерью в Пушкине, вскоре занятом немецкими войсками, и в феврале 1942 был вывезен с ней на принудительные работы в Германию. О судьбе отца, призванного в армию, узнали только в 1960-е ‒ он был демобилизован и умер в 1943 от сердечного приступа.

После окончания войны оказался в американской оккупационной зоне в Баварии в лагере для перемещенных лиц (Ди-Пи) близ Мюнхена. Работал в Американском клубе, где научился английскому языку, и окончил несколько курсов Мюнхенской Академии художеств (1946‒1949). В ноябре 1949 из Германии вместе с матерью перебрался в США. С февраля 1950 постоянно живет в Нью-Йорке. В 1955 получил гражданство США.

Первые два года в Нью-Йорке зарабатывал на жизнь в мастерской шелкографии Hilda Newman Studio, в которой познакомился с художниками-эмигрантами Ю.В. Бобрицким, Ю.П. Крыжицким, Вс.М. Добужинским. Дружба с Бобрицким продлилась на долгие годы. После закрытия мастерской в 1952 несколько лет проработал в рекламных ателье. Одновременно продолжал художественное образование в Лиге студентов-художников (1951) и Американской художественной школе Нью-Йорка (1952).

Излюбленной темой картин и рисунков были жанровые сцены из нью-йоркской городской жизни. Создавал также портреты, ню, пейзажи, городские виды. Индивидуальный почерк художника отличается выразительным динамичным рисунком, свободными цветовыми пятнами и особым ироничным взглядом на окружающий мир, часто принимающим характер гротеска. Писал преимущественно акварелью, темперой, гуашью и акрилом.

В 1966 его работы была отобраны для ретроспективной выставки «200 лет акварельной живописи в Америке» в музее Метрополитен. Первые персональные выставки прошли в нью-йоркских галереях The Ground Floor (1966‒1969) и Eileen Kuhlik (1971‒1974). В 1980‒1990-х основные персональные выставки состоялись в Колумбийском университете (1980) и в галерее David Findlay (1981) в Нью-Йорке, галерее Newman & Saunders в г. Уэйн, шт. Пенсильвания (1984, 1987, 1988), галерее Marie-Thérèse Cochin (1986, 1990, 1995) в Париже.

В 1983 стал участником выставки «Восемь русско-американских художников» в галерее Newman & Saunders в г. Уэйн близ Филадельфии, объединивших художников-эмигрантов 2-й волны (Ю.В. Бобрицкий, С.Р. Бонгарт, В.С. Лазухин, М.С. Лазухин, В.В. Одиноков, К.М. Черкас и В.М. Шаталов). В 1995 совместно с Одиноковым и братьями Лазухиными участвовал в выставке, устроенной миссией Российской Федерации при ООН в Нью-Йорке и приуроченной к 50-летию победы над фашистской Германией. С середины 1990-х работы художника демонстрировались на выставках в России ‒ в Литературно-мемориальном музее А.А. Ахматовой (1996) и галерее журнала «Новый мир искусства» (НОМИ; 2005) в Санкт-Петербурге, в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына в Москве (2006, 2010‒2011, 2013‒2014), во Владивостоке (2014).

Один из немногих русских художников, принятых в действительные члены Национальной академии дизайна. Состоит членом Американского общества акварелистов, Объединения художников Америки (Allied Artists of America), Общества художников Одюбона (Audubon Artists), Национального общества живописцев казеином и акрилом. Среди наград золотые медали Объединения художников Америки (1985 и 1987), золотая (1983) и серебряные (1989, 1990, 1994) медали Американского общества акварелистов. Многие годы преподавал в художественной школе Национальной академии дизайна, руководил и выступал с лекциями на художественных семинарах по всей стране.

Как книжный график и оформитель работал, в основном, для русских издательств «Interlanguage Literary Associates» Б.А. Филиппова (1965‒1967), «Русская книга» (1967), «Эрмитаж» (1982‒1987) ‒ в США, «A. Neimanis» ‒ в Мюнхене, «Альбатрос» Р. Герра (с 1980) ‒ в Париже и др. Оформил обложки книг русских поэтов и писателей: Ивана Елагина ‒ «Косой полет» (Нью-Йорк, 1967), «Дракон на крыше» (Нью-Йорк, 1973; илл. и обложка), «Под созвездием топора» (Нью-Йорк, 1976), «В зале Вселенной» (Анн-Арбор, 1982), «Тяжелые звезды» (Tenafly, NJ, 1986); Лидии Алексеевой ‒ «Стихи. Избранное» (Нью-Йорк, 1980); Сергея Рафальского ‒ «За чертой» (Париж, 1983), «Николин бор» (Париж, 1984), «Их памяти» (Париж, 1987); Бориса Заковича ‒ «Дождь идет над Сеной» (Париж, 1984); Валерия Перелешина ‒ «Три родины» (Париж, 1987); Татьяны Фесенко ‒ «Двойное зрение» (Париж, 1987), «Сорок лет дружбы с Иваном Елагиным» (Париж, 1991); Олега Цингера ‒ «Где в гостях, а где дома» (Париж, 1994); Юрия Терапиано ‒ «Литературная жизнь русского Парижа за полвека» (Париж, 2014) и др.

Автор очерков, заметок и воспоминаний о жизни русской эмиграции в США в послевоенный период. Его живые рассказы, объединенные в книги ‒ один из важных источников для исследователей-эмигрантоведов. Регулярно публиковал эссе и рецензии, посвященные изобразительному искусству и, прежде всего, творчеству русских художников-эмигрантов, в русской зарубежной прессе и периодике ‒ газетах «Новое русское слово» и «Русская мысль» (с 1960), «Новом журнале» (с 1976), журнале «Стрелец» (1883‒1991), а с 1990 ‒ в российских изданиях, в частности, в петербургском журнале НОМИ (2005‒2007). Член редколлегий альманахов «Перекрестки» (1977‒1982), «Встречи» (1983‒1984) и «Нового журнала» (с 1996).

Представлен в американских музеях – музее Уитни и Национальной академии дизайна в Нью-Йорке, Музее Зиммерли в Нью-Браунсуике, шт. Нью-Джерси, в музеях штатов Коннектикут, Вирджиния, Оклахома, Миннесота, Нью-Джерси, Джорджия, и др; в России ‒ в ГТГ, ГРМ, Научно-исследовательском музее Российской АХ (Санкт-Петербург), в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицина в Москве (более 80 работ), в художественных музеях Воронежа, Нижнего Новгорода.



Made on
Tilda