НИКОЛАЙ ЛАПШИН
Ретроспективная выставка художника.

Общая информация
Открытие: 2 сентября 2023 в 14.00
Закрытие: 15 октября 2023 в 17.00
Экспонаты: Живопись, графика


О художнике
В искусстве Лапшина главная загадка - в самом его происхождении, в том, как оно возникло в тех координатах времени и пространства, где его меньше всего ждешь: настолько это искусство диссонирует с пафосом и энергией эпохи бури и натиска, выглядит не своевременным и не современным, а сам художник – чужеродным по отношению к условиям новой реальности. Его немногословная интонация, спокойная рассудочность и мягкая созерцательность в обстановке нешуточных споров и столкновений, вероятно, спасли Лапшину лицо и репутацию. Художник, реализовавшийся далеко не на все сто, тем не менее, остался в истории ленинградской школы. Прежде всего, как пейзажист и книжный иллюстратор.
Наиболее продуктивные годы творчества Лапшина охватывают короткий отрезок: 1925-1940. Им предшествовало десятилетие его активного участия в радикальном авангарде, в котором он, как и многие его товарищи, разочаровался. Критики 1930-х отмечали редкие выступления Лапшина на выставках как выплеск индивидуалистического эстетизма, как форму молчаливого несогласия с общественными императивами. И были в чем-то правы. Лапшин, подобно восточному мудрецу, берег силы, сопровождая свой караван сквозь лающий строй сторожевых.
И вот, спустя годы, результат: ленинградский пейзаж ХХ века без Лапшина, его преданного адепта, уже никак не представить. Город Лапшина подобен живому существу: он проявляется и исчезает, излучает свет и погружается в хмарь, наполняется влагой и подмерзает инеем. Художник старательно наполняет горизонт вертикалями и ищет многозначности в пустоши, взрезает небо линиями электропередач и населяет улицы фигурками, спешащими преодолеть границы листа.
Акварель – излюбленный мотив творчества. Здесь его кисть сама наделена разумом: она знает, сколько взять на кончик воды, чтобы, растекаясь по бумаге, построить форму, до боли узнаваемую и совершенную. Именно в этой технике лапшинские приемы оказались живучими и заразительными. «Максимум выразительности + минимум средств» – этим девизом вдохновляется не одно поколение «лапшинствующих» живописцев и сегодня.
Выставка открывает для публики художника и как мастера масляной живописи. Монохромие его акварелей здесь дополнено контрастным колоритом работ маслом, безупречных по тону и изысканных по композиции. Цвета и их отношения – определяющий вопрос для художника, его он решает всю свою жизнь и, несомненно, сам получает от этого поиска удовольствие.
Долгое время Лапшин был известен лишь как художник книги. В активе Николая Федоровича десятки оформленных им книг для детей. Сегодня иллюстрации Лапшина признаны классикой мирового книжного дизайна. К сожалению, этот пласт его творчества не будет представлен на выставке.

Для ленинградской культуры ХХ века имя Лапшина, овеянное мифами и породившее традицию, представляет собой веху в развитии пластических идей, самой философии времени и пространства.

На выставке будут представлены работы художника из коллекций Ильдара Галеева (Москва), Александра Кузнецова (Санкт-Петербург), семьи Ласкиных и других частных коллекций.


Биография
Русский и советский живописец, график, педагог, книжный иллюстратор, членЛенинградского Союза художников,театральный художник, автор статей по вопросам искусства. Один из представителей ленинградской пейзажной школы.

29 января 1891 –родился в Санкт-Петербурге

1900 - учился в начальной школе ЦУТР барона Штиглица

1909 - учился в Политехническом институте

1912—1915 – учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств у Ивана Билибина, Аркадия Рылова, Николая Химоны

1911—1914 - учился в частных студиях у Яна Ционглинского и Михаила Бернштейна

1913 - познакомился с Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой. Под их влиянием обращается к изучению русской иконописи и народного искусства.

1917—1922 - Член объединений: «Союз молодёжи», Объединение новейших течений, Общество художников-индивидуалистов

1922—1923 - сотрудник Декоративного института

1920—1921 - заведовал секцией в Отделе ИЗО Наркомпроса

1921—1923 - работал помощником директора Музея художественной Культуры. На базе этого музея в 1923—1926 годах был создан ГИНХУК — Государственный институт Художественной культуры, руководимый К. С. Малевичем.

1920 – 1933 - преподавал в Художественно-технических мастерских, в Ленинградском строительном техникуме, в Ленинградском институте инженеров коммунального хозяйства, на графическом и на архитектурном факультете ВХУТЕМАС — ЛИЖСА ВАХ

1928 -1935 - художественный редактор журнала «Ёж». Работал также в журналах «Жизнь искусства», «Робинзон» и др.

В книжной графике с середины 1920-х и иллюстрировал книги разных авторов, в том числе Н.Заболоцкого (под псевдонимом Я. Миллер).

Всего Н. Ф. Лапшиным проиллюстрировано свыше 50 книг для детей.

В качестве соавтора совместно с Осипом Мандельштамом работал над книгой «Шары» (1926). Наиболее известная книга, проиллюстрированная Н. Лапшиным и получившая Международную премию на конкурсе художников детской книги в США: «Путешествия Марко Поло», Нью-Йорк, 1934.

Кроме книжной и станковой графики, Николай Лапшин занимался живописью, прикладным искусством, оформлял спектакли в театрах.

1942 - умер от голода в блокадном Ленинграде




Made on
Tilda