Раиса Флоренская

Персональная выставка

Общая информация
Открытие: 24 августа 2024
14:00 Большой зал, Графический кабинет
Закрытие: 13 октября 2024
Экспонаты: Живопись, графика


О выставке
Наследие Раисы Александровны Флоренской, в силу уникальности ее творческого образа, заслуживает особого внимания и особого отношения. Как ни странно, ее имя почти не освещено в истории искусства. Художнику не везло со зрителем. Первые после «насильственного забвения» выставки ее работ пришлись на тот период, когда интерес к искусству был достоянием немногих. Единственная выставка Раисы Флоренской в Петербурге состоялась в 1986 году в Доме писателя благодаря С. Б. Ласкину, Е. Ф. Ковтуну и А. О. Флоренскому. По сути, нынешняя выставка — это открытие имени большого художника, незаслуженно забытого потомками.
Выставка в четырех залах музея объединяет живописные и графические произведения из собрания Музея священника Павла Флоренского и частных собраний, в том числе не экспонировавшиеся ранее. Три зала первого этажа последовательно раскрывают основные периоды творчества художницы.
Ранний период конца 1910-х – начала 1920-х годов представлен акварелями и рядом живописных работ, оказывающихся неожиданно созвучными последнему автопортрету художницы. Первым творческим импульсом для Раисы Александровны стала семья, та интеллектуальная и художественная среда, которая окружала ее с детства. В созданных до 1916 года ученических акварельных альбомах этюды из домашнего окружения Флоренской, мифологические и сказочные сюжеты соседствуют со сценами Явлений, Чудес и Проповедей Христа, которые вступают в своеобразный диалог с монументальными образами храмовых росписей эпохи Возрождения, Александра Иванова, Михаила Врубеля.
В годы учебы во ВХУТЕМАСе Флоренская осуществляет свой строгий отбор ориентиров в искусстве в соответствии с внутренней необходимостью: это может быть Сезанн, Дерен — или античность, катакомбные росписи, грузинская икона, древнерусская фреска. В эркере второго зала представлены сделанные Флоренской в 1923 году во время учебной практики копии фресок — опыт непосредственного соприкосновения с древнерусской стенописью XII–XIV веков. Этот разговор продолжают собственные формотворческие размышления середины 1920-х годов. За дипломной работой Флоренской 1924 года на сюжет Притчи о блудном сыне следует целый ряд графических разработок этой темы, в которой она пластически формулирует свое понимание глубины человеческих отношений, любви и прощения как высшего ее проявления.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов в своей удивительной, прозрачно-импрессионистической, светоносной живописи Раиса Флоренская почти не касается евангельских сюжетов, отдавая предпочтение созерцательной «бессюжетности». Но и в цветах, пейзажах, портретах близких она раскрывается прежде всего как художник христианской темы. Она живет в живописи, пропуская через себя свет. Искусство Флоренской проходит путь от скульптурной материальности формы и цвета через их утончение, растворение до контура-намека к реальности, осязаемости самого света и выходит, как логическому завершению, к сложению иконы.
Камертоном всей выставки стали работы, представленные в зале на втором этаже музея. В них особенно явственно проступает то античное, одухотворенно-стенописное звучание, которым наполнено все творчество и само мироощущение Флоренской. Неслучайно на выставке «Маковца» ее творчество было представлено автопортретом. Автопортрет — ключ к мироощущению Флоренской: через него она приуготовляет себя к вечности, и через него смотрит на окружающий мир.
Ее творческий облик так описывает Г. В. Ельшевская: «В нем нет ни учительства, ни пророчества, ни апелляции к нуждающемуся в истине человечеству, …камерные акварели «для себя» — и вместе с тем до как бы потери себя, до имперсонального растворения в духе уже явленном, уже осуществленном. Вряд ли ей пришло бы в голову назвать себя мастером (хотя мастерство неоспоримо): скорее, подмастерье, Божий ученик». Искусство Флоренской обращено к Богу, как и ее душа, в нем нет страсти, а есть тихое созерцание и покорность, и в то же время уверенность в незыблемости Истины: «Жив Бог — жива душа моя».

Ирина Федотова





Биография
Раиса Александровна Флоренская (1896–1932)

Родилась 16 апреля 1896 года в Тифлисе в высокообразованной семье, ее старшие сестры были профессиональными художниками, а брат, о. Павел — знаменитым ученым и философом.
В 1912 году окончила гимназию и приобрела звание домашней наставницы по математике.
1914. Окончила Тифлисские курсы для учителей рисования и живописи, где преподавали Б. А. Фогель, Н. В. Склифосовский и Е. М. Татевосян.
1915. Вместе с матерью, Ольгой Павловной, и младшим братом Андреем переехала в Москву. Посещала студию К. Ф. Юона.
1916–1924. Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ, с 1918 г. ВХУТЕМАС) у П. В. Кузнецова, Н. А. Касаткина, К. А. Коровина, А. М. Корина, Н. М. Чернышева. В 1923 году в рамках учебной практики копировала фрески церквей Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле в Новгороде, Св. Георгия в Старой Ладоге. В начале 1920-х годов копировала иконы в Реставрационных мастерских в Кремле и миниатюры Хлудовской псалтыри в Государственном историческом музее, разрабатывала в графике собственные варианты античных и христианских композиций. В 1924 году окончила отделение монументальной живописи, выполнив дипломную работу на звание художника — фресковую композицию «Возвращение блудного сына», центральное клеймо семичастной росписи в здании на Рождественке.
1924. Вошла в общество «Маковец», участвовала во второй выставке общества и в работе редколлегии журнала. В 1924 году живопись Флоренской, наряду с произведениями М. К. Соколова, Л. Ф. Жегина, В. Е. Пестель, экспонировалась искусствоведом Н. М. Тарабукиным на выставке в ГАХН (Государственная академия художественных наук).
В 1925 году в связи с обострением туберкулеза легких переехала в Тбилиси, где стала членом Всегрузинского союза работников искусств.
С 1926 года жила в Москве, давала уроки рисования, делала эскизы плакатов и росписей для учреждений, в основном детских. В 1928–1930 годах работала в художественно-производственных мастерских по росписи тканей на Софийке. Писала маслом цветы, пейзажи, портреты родных и друзей.
5 сентября 1932 года Раиса Флоренская умерла в Загорске от наследственного туберкулеза в возрасте 36 лет. Похоронена недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Ее работы были сохранены друзьями, в частности, художницей Екатериной Беляковой.
Работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Мемориальном музее-квартире священника Павла Флоренского, Государственном музее «Царскосельская коллекция» и частных собраниях.

Основные выставки:
1924. Вторая выставка картин объединения художников «Маковец» (Искусство – жизнь). Москва, Музей изящных искусств.
1977. Автопортрет в русском и советском искусстве. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
1981. Одновечерняя персональная выставка произведений Р.А. Флоренской. Москва, Дом художника МОСХ РСФСР.
1983. Живопись Р. А. Флоренской. Загорск, Московская духовная академия.
1986. Раиса Флоренская (живопись, графика). Ленинград, Дом писателя.
1989. Раиса Александровна Флоренская, Павел Александрович Флоренский во ВХУТЕМАСе и «Маковце». Москва, Выставочный зал Зеленоградского района.

Данный выставочный проект смог состояться благодаря Музею священника Павла Флоренского (г. Москва), Марии Сергеевне Трубачевой, семье Василия Павловича Флоренского, семье Наталии Андреевны Флоренской.

Вторая выставка проекта откроется в Москве в пространстве Île Thélème 7 ноября 2024 года.




Made on
Tilda