«Царскосельская коллекция» представляет выставку Ирины Ярошевич. Петербургский скульптор и художник Ирина Ярошевич — один из ярких представителей талантливого поколения семидесятых. Уже в те годы ее работы выделялись на выставках Союза художников и в журналах по искусству. Этот творческий дух настоящего бойца не покидает ее и по сей день. Особенно ценно содружество таких больших мастеров, как Ирина Ярошевич и Юрий Гусев. Найдя друг друга в жизни, они сумели создать новый этап в искусстве, оставшись каждый самим собой.
«За долгие годы творческого пути Ирина Ярошевич проявила себя как яркий и самобытный мастер. Сложился индивидуальный почерк скульптора: конструктивность, свойственная ленинградской матвеевской школе, в сочетании с остротой композиционного и образного решения, со стремлением автора вырваться за рамки конкретной импрессионистической сиюминутности. Ее творчество отразило характерное для искусства 1970-х годов расширение круга образов, когда псевдозначительность «трудовых» сюжетов сменилась вниманием к повседневной, так называемой «бытовой» тематике. Обобщая образ, художник добивается тонкой лиричности его звучания. Композиции, не лишенные иногда эффектности, приобретают поэтическую значительность.
Скульптор не выходит за рамки фигуративного искусства, но некоторая элегичность ее ранних работ уступает место большей внутренней подвижности, динамичности образов. Постепенно вырабатывается новый тип композиции, в котором гротеск совмещается с лирикой. Образно-пластический строй произведений усложняется, форма делается свободнее, экспрессивнее. Появляется уплощенный или, наоборот, наполненный, чрезмерный объем. Силуэт, то строгий, замкнутый, то рваный, изрезанный приобретает доминирующее значение. Усложняется композиционное решение. Ритмические построения становятся более тонкими и разнообразными, а связи скульптуры с окружающей средой — все более глубокими. Замкнутое в себе лирическое пространство преобразуется в открытое, развернутое вовне.
Умение построить композицию, используя выразительность каждого ракурса, открывает широкие возможности для сложной интерпретации различных тем. Скульптор никогда не позволяет себе отвлеченной формализации. Своеобразие каждой композиции вытекает из отношения художника к миру, как к бесконечному разнообразию форм, психологических и динамических ситуаций. При этом обобщенность и внимательное отношение к форме, фактуре остаются главными в творчестве скульптора.
Отдельный раздел выставки составят рисунки художника, имеющие совершенно самостоятельное значение Их отличает отобранность изобразительных средств, конструктивность в построении композиции, внутренняя эмоциональность, строгость и сдержанность графического языка. В рисунках проявляется та же требовательность к себе, какой отличается Ярошевич в своих скульптурных работах.
Развитие творчества Ирины Ярошевич сравнимо с подъемом по вертикали. Свойственное ей счастливое сочетание аналитичности и импульсивности дает ей возможность не повторяться и одновременно делает ее работы узнаваемыми. В них нет гламурности, суетливой спекулятивности, стремления следовать сиюминутным вкусам и пристрастиям критики и зрителя. Оставаясь верным собственным эстетическим представлениям, художник постоянно находится в творческом движении, совершенствуясь и углубляя выразительность образов. Именно в этом — подлинная современность ее творчества». Рита Евсеева, искусствовед