Дневник в рисунках

Емуртла. Дневник в рисунках
1941-1945

Общая информация
Открытие: 18 января 2024
15:00 Каминный зал
Закрытие: 4 февраля 2024
Экспонаты: Графика


О выставке
Выставка «Емуртла. Дневник в рисунках. 1941–1945», приуроченна к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Выставка посвящена эвакуированным детям художников Ленинграда, воспитателям и педагогам, самоотверженно защищавшим их жизни.

На выставке будут впервые показаны рисунки и документы из архива детского интерната ленинградского отделения худфонда, сохранившиеся благодаря потомкам его директора — художника, исследователя и педагога Людмилы Александровны Ивановой-Равдоникас.

6 июля 1941 года из Ленинграда вышел эшелон, в котором было несколько вагонов с детьми архитекторов (архфонд) и детьми художников (худфонд) от самого младшего до старшего возраста. Они были эвакуированы сначала в Ярославскую область, а затем в Сибирь, в село Емуртла Омской (ныне Тюменской) области. С декабря 1941 по июль 1945 здесь находились детские базы Архитектурного и Художественного Фондов СССР (интернаты № 183 и № 184).

На время войны интернат худфонда в Емуртле стал домом для более чем 140 детей ленинградских художников. Сопровождавшие их взрослые — в основном матери, ставшие на время эвакуации сотрудниками интерната, — своими силами сохранили здоровье детей, наладили учебу, быт, подсобное хозяйство. Семейных подселили в сельские дома, для малышей устроили ясли, для дошкольников детский сад — очаг, как его тогда называли. Ребята постарше проживали и учились в школьном доме.

Состав интерната не был постоянным. Некоторые родители забирали детей и уезжали дальше, в Самарканд, Ташкент, Свердловск, Алтайский край, другие города Сибири. Из Москвы и Ленинграда прибывали новые воспитанники. В марте 1942 года в Емуртлу из Ленинграда были эвакуированы Эдгар Буц и Михаил Лапшин, потерявшие родителей в блокадном городе.

1 мая 1942 года, из письма директору интерната: «Оставшиеся в Ленинграде ребята очень много преодолели трудностей, об этом Вам наверно рассказал приехавший к Вам Мика Лапшин. Мы надеемся, что Вы его окружите достаточным вниманием и заботой, так как мальчик очень много пережил».

Жизнь интерната «глазами взрослых», трудности, которые приходилось ежедневно преодолевать, подробно запечатлена на страницах документов директорского архива. Среди них бережно сохранены листочки воскресной стенгазеты «Комарик», над иллюстрированными заметками которой работали сообща воспитатели и воспитанники. Они в особом масштабе детства рисуют повседневные нужды, горести и радости сибирской жизни: борьбу за уют и чистоту в школьном доме, овощи с собственного огорода, помощь колхозу в выдергивании льна, дежурства в шалаше у костра, «печенки» из картошки, «ясли» для беспризорных котят, поездки на природу летом и коротание долгих зимних вечеров за чтением книг.

В интернате поддерживалась творческая обстановка, хотя материалы для занятий искусством было трудно достать. Дети учились рисовать, лепить, оформляли праздники, готовили кукольные спектакли. Художники из числа эвакуированных с детьми взрослых организовывали кружки, в т.ч. прибывший в Емуртлу к своей семье после ранения под Ленинградом скульптор Гавриил Александрович Шульц. Он стал одним из первых учителей для будущих скульпторов Киры Суворовой, Владимира Петрова, художников Валерия Траугота, Владимира Прошкина, сохранил и привез из эвакуации их детские работы. В числе экспонатов выставки — карандашные портреты воспитанников, выполненные художником-графиком, одним из организаторов творческого объединения «Боевой карандаш» Николаем Евгеньевичем Муратовым и другими работавшими в интернате ленинградскими художниками.

К концу войны все сильнее становилось стремление вернуться в родной город, воссоединиться с семьями. После прорыва блокады за детьми стали приезжать родители и родственники. Но в Ленинград без разрешения не пускали.

15 марта 1944 года, из письма Е. В. Петошиной директору интерната: «Была вчера в Союзе. Видела Вячеслава Владимировича и Марию Александровну Пакулиных, и они категорически утверждают, что возвращение интерната в целом может быть только после окончания войны».

Интернат худфонда прибыл в Ленинград 12 июля 1945 года, дети были возвращены родным и близким. Многие из них с благодарностью вспоминали материнскую заботу и ответственность воспитателей и педагогов, которая помогла им выжить, сохранить здоровье, найти друзей, получить начальное образование и благополучно вернуться домой.

20 июля 1945 года, из письма Л. А. Ивановой-Равдоникас сыну: «…12-го прибыла с интернатом в Ленинград. Домой попала в 2 ч. ночи т.к. пока не раздала детей и не отправила весь народ и багаж я не имела права выехать. …С 1-го начинается учебный год у ребят. Путь наш был очень трудным, с большими приключениями и опасностями. Пришлось задержаться на 4 суток в Свердловске, ехали от Свердловска с пассажирским в 3-ое суток. Все здоровы, в порядке. За эту неделю устроила всех детей к родителям на прописку, продкарточки и т.д. … О своей дальнейшей судьбе пока не знаю. Предложили быть директором дома отдыха, но я не хочу. Все дальнейшее покрыто мраком неизвестности. Знаю одно, что устала сейчас особенно. Если б можно было, я с удовольствием поехала бы с ребятами на годик в Крым или на Кавказ. На солнце, фрукты, лучшую природу. Пиши милый, привет папе. Желаю здоровья. Целую твоя мама».

Музей благодарит Андрея Решетина за предоставленные к выставке архивные материалы.
Биография
директора интерната
Людмила Александровна Иванова-Равдоникас (1904–1977)

Родилась в Петрограде в 1904 году в семье рабочих.

1921. Окончив школу, поступила на факультет живописи в Ленинградский высший художественно-технический институт, где обучалась в мастерской К. С. Петрова-Водкина, М. В. Матюшина и П. Н. Филонова, в 1930-е годы входила в состав объединения МАИ (Мастера аналитического искусства).

1926. Поступила в Институт истории Искусств, но прервала обучение и начала работать как художник-оформитель.

1927. Работала научным сотрудником и хранителем Отдела живописи и скульптуры в Государственном музейном фонде.

1928–1930. Работала научным сотрудником Художественного отдела Государственного Русского музея.

1930–1931. Работала художником по плакату при плакатных мастерских издательства Ленизо.

1931–1933. Училась в аспирантуре Государственного Эрмитажа в Секции искусства Западной Европы, где изучала искусство Раннего Возрождения. Как художник оформила экспозицию сарматско-готского периода в Секторе доклассового общества. Увлеклась проблемами археологии, поступила научным сотрудником в Государственную Академию истории материальной культуры им. Н. Я. Марра (ГАИМК).

1933. В коллективе МАИ под руководством П. Н. Филонова принимала участие в создании иллюстраций к эпосу «Калевала» (М.-Л., Academia, 1933).

1934–1937. Отозвана из ГАИМК и назначена на должность политредактора и цензора Леноблгорлита. В эти годы принимала участие в ряде археологических экспедиций ГАИМК в качестве художника и археолога, в частности, в экспедиции профессора В. И. Равдоникаса по изучению наскальных изображений первобытных людей на территории Онежского озера и Белого моря, оформила графическими работами два тома исследований «Наскальные изображения Белого моря» и «Неолитический могильник на Онежском озере» АН СССР. Позже, параллельно с основной трудовой деятельностью, участвовала в археологических экспедициях в Новгороде, Старой Ладоге, Великолукской области, продолжала работу оформителя археологических выставок в ГАИМК и Государственном Эрмитаже.

1941–1945. По направлению Союза Художников и Ленизо была назначена директором детской базы Худфонда СССР № 4 (детского интерната № 184), руководила эвакуацией детей ленинградских художников в Ярославскую область, а затем в село Емуртла Тюменской области.

1945. По окончании эвакуации вернулась в Ленинград, была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». После войны занималась педагогической и исследовательской деятельностью, поддерживала дружеские отношения с художниками В. И. Курдовым и Е. А. Кибриком.

1949–1955. Преподавала в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной.

1950-е – 1960-е. Занимала должность декана факультета художественного ткачества и набойки ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, начальника научно-исследовательского сектора училища. Возобновила занятия археологией, работала в экспедиции Великолукской области, собирала материал для кандидатской диссертации.

1970-е. Работала как художник-оформитель музейных экспозиций. Занималась живописью и графикой.

Младший сын Людмилы Александровны, музыковед и композитор Феликс Владиславович Равдоникас (1937–2011), сохранил архивное наследие детского интерната Худфонда в Емуртле, став его первым исследователем и инвентаризатором.



«Приказ №236 по Ленинградскому отделению Художественного фонда от 18 декабря 1945 г., РАВДОНИКАС Людмилу Александровну освободить от занимаемой должности Директора Детской Базы №4 Худфонда в связи с окончанием работы Детбазы и перевести в ЛЕНИЗО с 1 ноября 1945 г. В связи с состоявшимся решением Правления Ленингр. Отд. Художественного фонда вынести БЛАГОДАРНОСТЬ с занесением в личное дело за проведенную работу по Детбазе. Директор Ленинградского Отделения Художественного фонда БРОДСКИЙ».



Made on
Tilda