Станислав Мосевич
Персональная выставка

Общая информация
Открытие: 13 июля 2024
14:00 Большой зал
Закрытие: 18 августа 2024
Экспонаты: Живопись


О выставке
13 июля в 14:00 «Царскосельская коллекция» готовит событие – открытие монографической выставки Станислава Петровича Мосевича. На экспозиции в Большом зале музея будут представлены более двадцати живописных произведений художника 1980-х – 2020-х годов.
Александр Некрасов, директор музея:
«Помню Станислава Петровича еще в 1970-е годы, когда сам был студентом в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Мосевич уже тогда преподавал на кафедре живописи. Его ученики выделялись качеством работ и отношением к живописи. Позднее я увидел его работы в мастерской, это было в первые годы становления «Царскосельской коллекции». Их отличала высокая живописная культура, воспитанная на глубоком понимании европейского опыта, вплоть до самых последних открытий XX века. Объектом внимания художника чаще всего выступают семья и друзья, круг узкий, но самый дорогой для него. Он буквально напитывает холст своими переживаниями, используя каждый контраст, цвет, линию и пятно как глубоко прожитое чувство. Кажется, что художник достает его из самой глубины, сам того не желая, словно вынужденно приоткрывая в картинах мир своей души. Интенсивность, безудержность пластического выражения компенсируются изысканным колоритом, внимательным отношением к монументальному выстраиванию композиции, желанием ничего не забыть, погружаясь на самое дно идеи.
С музеем Станислава Петровича связывают прочные отношения. В 1990-е годы он передал в фонды «Царскосельской коллекции» драгоценный дар – картину «Мадонна со звездой» Г. Я. Длугача, одну из немногочисленных, и потому уникальных, работ учителя».

«Станислава Мосевича можно отнести к той части художников, которые предпочитают внешним атрибутам художественной жизни творческое уединение. Живописец углубленно изучает художественное наследие мастеров классического авангарда Кандинского, Клее, Пикассо, Миро. Художник в тиши мастерской от холста к холсту исследует пластические возможности цвета как формообразующее средство организации пространства. Живопись для него становится не только средством, но и способом духовного постижения окружающего мира, в основе которого, прежде всего, лежит принцип «самоанализа».
Персонажами его картин становятся близкие и родные ему люди. Казалось бы, все обыденно просто, но для Мосевича важна не внешняя событийная сторона происходящего, а то внутреннее, сопутствующее ему эмоциональное напряжение. Живописец «вплавляет» свои жизненные впечатления в цветное «многоголосье» пластического (жизненного) пространства, расширяя в произведении рамки бытийного до масштаба всеобъемлющего, и малое приобретает в картине значимость всеобщего. Художник прибегает к деформации форм как в изображении человека, так и в окружающих его жизненных реалиях, заостряя внимание прежде всего на внутренних ощущениях.
Мастер в поиске адекватных замыслу средств порой использует различные стилистические приемы; в ряде работ он упрощает саму форму, доводя ее до схемы, тем самым приближая изображение на плоскости к условности детского рисунка. Образы, воплощенные в «колючей», жесткой форме, олицетворяют два начала, две воли. Найденная художником пластика усугубляет возникающую между ними отчужденность.
Мосевич, отказываясь от традиционной моделировки объемов, конструирует вещественный мир посредством разнообразных по цвету и форме плоскостей. В картине ритм формообразующих плоскостей, их цветовое чередование, с введением контура линии как важнейшего элемента композиции создают пространственную перспективу. Расходящиеся цветные плоскости в виде окружностей, квадратов, треугольников вызывают особые музыкальные ассоциации.
Художник обращается к событиям личного свойства в своем творчестве, но при кажущейся зашифрованности образов, затаенности мысли говорит о вечных волнующих человека темах: любви, материнстве, отношении поколений, духовном мире. Поэтому его искусство волнует, заставляет сопереживать, размышлять вместе с автором об истинных ценностях жизни». Галина Дементьева (статья к выставке в галерее «Красный мост» в Вологде, 2005)



Биография
Станислав Петрович Мосевич

Родился в Казани в 1937 году.
С 1946 года живет в Санкт-Петербурге.
С 1949 года учился в СХШ при Академии Художеств.
1957–1963. Учился в Институте живописи, ваяния и зодчества им. Е. И. Репина, с третьего курса – в мастерской монументальной живописи А. А. Мыльникова.
1958–1969. Посещал занятия Г. Я. Длугача в Эрмитаже вместе со своими товарищами по Институту А. П. Зайцевым и Я. Я. Лаврентьевым.
1964–1969. Преподавал живопись в ЛХУ им. В. А. Серова, среди учеников – искусствовед Сергей Даниэль.
1974–1983. Вел студию скульптуры Дома работников просвещения в Юсуповском дворце (ул. Декабристов), в числе учеников – художник Олег Жогин.
С 1974 года преподает на кафедре общей живописи в Высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной (Академии Штиглица), профессор.
С 1985 года регулярные поездки в Эстонию, в собственный дом в пос. Ранну, в километре от озера Выртсъярв.
С 1991 года член Союза художников России, участвовал живописными работами в выставках художников-монументалистов ЛОСХа.
В 1990-е постоянный участник выставок «Весь Петербург».
Персональные выставки в галерее «Красный мост», Вологда (2005), галерее «Матисс Клуб», Санкт-Петербург (2012), Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица (2016), Санкт-Петербургском Творческом союзе художников (2017).



Made on
Tilda