13 июля в 14:00 «Царскосельская коллекция» готовит событие – открытие монографической выставки Станислава Петровича Мосевича. На экспозиции в Большом зале музея будут представлены более двадцати живописных произведений художника 1980-х – 2020-х годов.
Александр Некрасов, директор музея:
«Помню Станислава Петровича еще в 1970-е годы, когда сам был студентом в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Мосевич уже тогда преподавал на кафедре живописи. Его ученики выделялись качеством работ и отношением к живописи. Позднее я увидел его работы в мастерской, это было в первые годы становления «Царскосельской коллекции». Их отличала высокая живописная культура, воспитанная на глубоком понимании европейского опыта, вплоть до самых последних открытий XX века. Объектом внимания художника чаще всего выступают семья и друзья, круг узкий, но самый дорогой для него. Он буквально напитывает холст своими переживаниями, используя каждый контраст, цвет, линию и пятно как глубоко прожитое чувство. Кажется, что художник достает его из самой глубины, сам того не желая, словно вынужденно приоткрывая в картинах мир своей души. Интенсивность, безудержность пластического выражения компенсируются изысканным колоритом, внимательным отношением к монументальному выстраиванию композиции, желанием ничего не забыть, погружаясь на самое дно идеи.
С музеем Станислава Петровича связывают прочные отношения. В 1990-е годы он передал в фонды «Царскосельской коллекции» драгоценный дар – картину «Мадонна со звездой» Г. Я. Длугача, одну из немногочисленных, и потому уникальных, работ учителя».
«Станислава Мосевича можно отнести к той части художников, которые предпочитают внешним атрибутам художественной жизни творческое уединение. Живописец углубленно изучает художественное наследие мастеров классического авангарда Кандинского, Клее, Пикассо, Миро. Художник в тиши мастерской от холста к холсту исследует пластические возможности цвета как формообразующее средство организации пространства. Живопись для него становится не только средством, но и способом духовного постижения окружающего мира, в основе которого, прежде всего, лежит принцип «самоанализа».
Персонажами его картин становятся близкие и родные ему люди. Казалось бы, все обыденно просто, но для Мосевича важна не внешняя событийная сторона происходящего, а то внутреннее, сопутствующее ему эмоциональное напряжение. Живописец «вплавляет» свои жизненные впечатления в цветное «многоголосье» пластического (жизненного) пространства, расширяя в произведении рамки бытийного до масштаба всеобъемлющего, и малое приобретает в картине значимость всеобщего. Художник прибегает к деформации форм как в изображении человека, так и в окружающих его жизненных реалиях, заостряя внимание прежде всего на внутренних ощущениях.
Мастер в поиске адекватных замыслу средств порой использует различные стилистические приемы; в ряде работ он упрощает саму форму, доводя ее до схемы, тем самым приближая изображение на плоскости к условности детского рисунка. Образы, воплощенные в «колючей», жесткой форме, олицетворяют два начала, две воли. Найденная художником пластика усугубляет возникающую между ними отчужденность.
Мосевич, отказываясь от традиционной моделировки объемов, конструирует вещественный мир посредством разнообразных по цвету и форме плоскостей. В картине ритм формообразующих плоскостей, их цветовое чередование, с введением контура линии как важнейшего элемента композиции создают пространственную перспективу. Расходящиеся цветные плоскости в виде окружностей, квадратов, треугольников вызывают особые музыкальные ассоциации.
Художник обращается к событиям личного свойства в своем творчестве, но при кажущейся зашифрованности образов, затаенности мысли говорит о вечных волнующих человека темах: любви, материнстве, отношении поколений, духовном мире. Поэтому его искусство волнует, заставляет сопереживать, размышлять вместе с автором об истинных ценностях жизни». Галина Дементьева (статья к выставке в галерее «Красный мост» в Вологде, 2005)