Геннадий Зубков
Персональная выставка

Общая информация
Открытие: 30 марта 2024
14:00 Каминный зал
Закрытие: 21 апреля 2024
Экспонаты: Живопись, графика


О выставке
30 марта Государственный музей «Царскосельская коллекция» открывает выставку Геннадия Герасимовича Зубкова (1940–2021), ленинградского художника, ученика Владимира Стерлигова, теоретика искусства, педагога. На выставке будут представлены живопись и графика из собрания семьи художника.

В одном из трактатов 1922 года Казимир Малевич пишет: «Живописец в конце концов убедился, что предмет просто орудие хозяйственного строя, ― живопись же должна иметь свой строй. … [Художник] должен управлять формами живописными как содержанием живописи». Там же Малевич выстраивает гипотезу о взаимопроникновении науки и искусства. Прошло время, и один из «учёных художников», для формирования которых пусть ненадолго, но был создан ГИНХУК, продолжил заложенную тогда идею.

Геннадий Зубков встретился с Владимиром Стерлиговым в начале 1960-х годов и учился в его мастерской по методике, основанной на осмыслении и аналитическом воспроизведении механизмов формообразования. В дальнейшем он, как художник и преподаватель, развивает эту систему на новом витке, согласно уже своему времени. Создаёт «живопись о живописи», его интересует историческая эволюция живописных систем. Его картины-исследования продолжают раскрывать возможности геометризации, выстраивающей путь от замысла к завершению.

Малевич говорил, что «сознательность Сезанна в живописи ярче его предшественников». И приводил его высказывание: «Я строю натуру на геометричности и свожу её к геометризации не как к простоте, а как ясности выражения плоскости объема прямой и кривой линии, как сечений живописно-пластических выражений». Зубков соединяет структурность и образность, не потеряв основных свойств исходных систем. Как Вера Ермолаева предлагала идти «от Сезанна к Коро», так и он стремится проникнуть в суть стерлиговского «принципа окружающей геометрии», увидеть отправные точки и вневременные проявления универсального языка формы.

В творчестве Зубкова геометризация не выходит на первый план, а, напротив, одухотворяется живым, естественным изменчивым миром. Так появляется закон: «форма делает форму», где пустоты одной формы образуют объемы другой, погружают зрителя в пространство, связывая передний план с более удалёнными. Зубков развивает стерлиговский «принцип окружающей геометрии» и стремится «рисовать проблему».

Складывается система, продолжающая так же и органические идеи Михаила Матюшина, который писал: «Земля переходит в новое понимание. Покрывало сорвано, и земля получила начало глубины и оделась телом этой глубины ― бесконечностью, такой же материальной, как она сама». Геннадий Зубков продолжает традиции ГИНХУКа и находит необходимые в наше время ответы: что такое пластический язык. Через вибрирующую поверхность и крупный мазок проявляется ткань, возникающая из нюансов цвета. И при этом идёт процесс обобщения, упорядочивание, обострение скрытой от глаза архитектуры пейзажа. Собирая материал на пленэре, в поездках по разным странам, он создаёт уникальный мир, в котором противоречия гармонизируются и дают надежду человеку найти соразмерное ему одухотворённое пространство.

По материалам статьи И. Н. Карасик «Геннадий Зубков: методология живописи» из книги «Геннадий Зубков» (СПб., «Авангард на Неве», 2010).


Биография
Геннадий Герасимович Зубков (1940–2021)

Родился в 1940 году в г. Пермь. Жил и работал в Санкт-Петербурге.

1962–1968. Учился на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена.

1963–1973. Знакомство с художником В. Стерлиговым (1904–1973), занятия под его руководством по изучению живописно-пластической культуры.

1969. Открытие нового пластического состояния «разорванное пространство и время» и его дальнейшее развитие

1976–1980. Разработка и проверка на практике плана и методики занятий по проблемам формы и цвета.

1977. Вывод из «окружающей геометрии» новых изобразительных средств: «форма делает форму».

1981–1986. Совместные занятия со стерлиговцами по разработанной программе.

1982. «Дополнительная форма» — новая возможность в формообразовании

С 1986 года — занятия с молодыми художниками.

1995. Создание экспериментальной художественно-исследовательской группы «ФОРМА+ЦВЕТ».

1998. Создание художественного объединения «17 АПРЕЛЯ».

Член Союза художников России, Товарищества «Свободная культура»

Работы художника находятся в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного музея изобразительных искусств им. A. C. Пушкина (Москва), Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Музея Органической Культуры (Коломна), Государственного музея «Царскосельская коллекция», Музея нонконформистского искусства (Санкт-Петербург), а также в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.



Made on
Tilda