Время Стерлигова
К 120-летию со дня рождения художника

Общая информация
Открытие: 30 марта 2024
15:00 Большой зал
Закрытие: 19 мая 2024
Экспонаты: Живопись, графика


О выставке
Государственный музей «Царскосельская коллекция» открывает выставку «Время Стерлигова», посвященную 120-летию со дня рождения художника и педагога Владимира Васильевича Стерлигова (1904–1973). На выставке будут представлены живописные и графические работы из фондов музея.

Как правило, на выставках мы смотрим художника, вырванного из контекста времени, или наблюдаем его как единственного свидетеля своей эпохи. Выставка «Время Стерлигова» задумывалась и строилась с целью передать творческую среду Владимира Васильевича Стерлигова, где рождались его идеи, связанные с ощущением изменения пространства. Выставка призывает думать, наблюдать, сопоставлять произведения между собой, чтобы уловить почти невидимые связи времени.

Для того, чтобы понять время, в которое жил и работал Стерлигов, необходимо знать творчество художников, которые работали рядом с ним. Экспозиция, выстроенная из тщательно отобранных в фондах музея произведений, не ставя целью отразить в полной мере творческий потенциал каждого художника, дает представление о глубине и значении пластических задач, которые решали гинхуковцы, их последователи и коллеги. Это и аналитическое расщепление формы и пространства, и конструктивно-пластическая работа с формой, и геометризация и синтез на основе кривых, и работа с цветом и светом.

В творчестве каждого художника скользят разные мысли и образы, Время, в котором он живет, само ставит задачи, а Пространство соединяет художников в Идеях. При этом каждый ищет свой, независимый путь для воплощения разговора о мире и человеке. На пересечении этих путей, в разности позиций и взаимодействии задач и открытий возникает тот уникальный творческий мир, в котором обретает свой образ Время.


Биография
Владимир Васильевич Стерлигов (1904–1973)

Родился 18 марта 1904 года в Варшаве в семье преподавателя истории.

1925. Знакомство в Москве с художницей В. М. Ермолаевой, сотрудницей ГИНХУКа, переезд по ее совету в Ленинград и начало работы практикантом Отдела живописной культуры ГИНХУКа.

1926. Знакомство и начало дружбы с поэтами круга ОБЭРИУ — А. И. Введенским, Д. И. Хармсом.

1928–1929. Знакомство с художником П. И. Басмановым. Сотрудничал в журналах «Чиж» и «Еж», иллюстрировал обэриутов.

1929–1934. Вместе с В. М. Ермолаевой, К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, Н. М. Суетиным, А. А. Лепорской, М. Б. Казанской, А. Б. Батуриным, Л. С. Гальпериным и др. входит в «группу живописно-пластического реализма».

1934. Был арестован, и до 1938 отбывал срок в лагере под Карагандой.

1940-е. С началом войны ушел на фронт. В 1942 году, после контузии, эвакуировался в Алма-Ату. В 1943 году женился на ленинградской художнице Т. Н. Глебовой. В Алма-Ате Стерлигов и Глебова знакомятся с художником В. В. Ушаковым, ставшим другом семьи.

В 1946 вернулся в Ленинград.

1950-е. Дружба с реставраторами и исследователями древнерусского искусства, работа над циклами «Евангельские сюжеты» и «Ангелы».

1962. Начало развития нового пространственного принципа чаше-купола.

1963–1966. Создание школы, в которую входили Т. Н. Глебова, П. М. Кондратьев (до 1965), С. Н. Спицын, В. П. Волков (до 1965), искусствоведы Е. Ф. Ковтун и А. В. Повелихина.

С 1966 жил в Петергофе. Был членом ЛОСХа, но практически не выставлялся. Оставил после себя школу учеников.

1 ноября 1973 умер в Ленинграде, похоронен на Бабигонском кладбище близ Старого Петергофа.




Made on
Tilda