5 июля в 15:00 в Каминном зале Государственного музея «Царскосельская коллекция» состоится открытие выставки Александры Лукашевкер (1925-1992) к столетию со дня рождения художницы. Художник-монументалист, живописец, график, автор «живописи нитью» – уникальных миниатюрных вышивок, педагог, в станковой живописи Лукашевкер искала «органический спонтанный цвет и пространство», в графике – «возможность попытки изображения, наиболее приближенного к пространству и пластике натуры, наиболее точно и избранного ее отображения, достигаемого с помощью тонкой линии пера, как бы касание ими предмета, его деталей, передача их драгоценности».
«Попробую сказать, чем для меня является искусство. Это путь и реализация тех внутренних духовных сил человека, которые в нем заложены. Это дар, помогающий человеку раскрывать смысл и закономерности жизни, духовный ее смысл. И в этом плане всякое большое искусство религиозно независимо от того, верующим или неверующим человеком оно создается. Это основополагающее свойство искусства живет в каждой настоящей картине, старой и современной, и, общаясь с картиной, мы, часто необъяснимым образом, ощущаем прежде всего тот глубокий, озаряющий все смысл, который в ней живет и который создан человеческим духом. Создан с помощью красок, пластики, всех средств, которые художник находит, приобретает, ищет постоянно». Александра Лукашевкер
«Александра Лукашевкер – художник уникального дарования, при жизни почитаемая узким кругом людей искушенных, известных художников и искусствоведов, таких как Борис Чернышов, Дмитрий Шаховской, Дмитрий Жилинский, Андрей Красулин, Тамара Шиловская, Татьяна Семенова-Айзенман, Гариф Басыров – спустя годы получившая широкое признание и постоянную экспозицию работ в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
В наследии художницы главными оказались работы камерного масштаба и строя – живопись, преимущественно пейзажная, рисунки пером, наконец, очень своеобразные вышивки последних лет ее жизни. Она была, можно сказать, прирожденным и притом культурно воспитанным живописцем с тончайшим чувством цвета и конструктивным ощущением ритмически-пространственной целостности избираемого ею натурного мотива. Недаром любимым наставником еще с первых курсов училища оставался Павел Кузнецов. Александра Лукашевкер писала маслом, но поверхность ее этюдов оставалась по-фресковому легкой и светлой благодаря непринужденной свободе широкого мазка и очень осторожному использованию тяжелых, темных тонов, заменяемых серебристо-синими и лиловатыми. В ее рисунках – трепетная подвижность тонких, экономно ложащихся линий, их музыкальная вибрация, осторожная легкость прикосновений пера к бумаге – “как бы касание ими предмета, его деталей, передача их драгоценности” – поясняла художница». Юрий Герчук, искусствовед
«…Надо сказать, что судьба не обделила Алю учителями: она училась в Строгановке у Павла Варфоломеевича Кузнецова, рисовала в мастерской Бориса Петровича Чернышёва; с ним как помощник, а иногда и как соавтор выполняла монументальные работы. Ученичество никогда не становилось подражанием; Аля усвоила высокие принципы старших, не повторяя манеру или прием. А скорее, она и не знала этих соблазнов – так сильно было в ней свое видение цвета и света в природе, настолько, что ее холсты на первый взгляд кажутся тусклыми, как бы несфокусированными, но при более длительном созерцании из глубины разгораются яркие сгустки цвета, идут волны света, утверждая свою реальность, являя строгую и стройную красоту. Среди этих холстов легко дышать, с ними можно жить постоянно – и видеть каждый день по-новому. Я очень люблю и высоко ценю Алины рисунки (шариковой ручкой) – пейзажи, натюрморты на окне с заоконной городской перспективой. В них какая-то особая музыкальность. Я как-то спросил, как ей удается такая осязательность пространства? Аля ответила: “У меня есть маленький секрет – я не смотрю на бумагу, когда рисую” (!!).
Она погружалась целиком в окружающий мир – и отзывалась всем существом на его звучащее присутствие, оставляя как бы нотную запись этого “немолчного напева” (О. Мандельштам)». Дмитрий Шаховской, скульптор