8 февраля, в День рождения музея, «Царскосельская коллекция» открывает выставку Георгия Николаевича Траугота (1903–1961), выдающегося ленинградского пейзажиста, представителя объединения «Круг художников», работы участников которого находятся в постоянной экспозиции музея. На выставке будет представлено 70 произведений живописи и графики, охватывающих разные периоды творчества художника, начиная с редких произведений 1920-х годов.
Творчество Георгия Траугота, участника всех выставок «Круга», даже среди единомышленников стоит особняком. Его шероховатая, взволнованная живопись, наполненная тонкими колористическими отношениями, стремится не столько к стилистическому обобщению — главной задаче, волновавшей круговцев, сколько к нахождению через пейзаж обобщения поэтически-знакового. Художник предельно лаконичен и изыскан в отборе средств, человеческая фигура — прохожий, дети на берегу — появляется как необходимое заключение проживания пейзажа, его сущность. Неслучайно в самое тяжелое для Ленинграда время Трауготу удалось отразить в своей мягкой, чуткой живописи живое сердце города.
В колорите этих пейзажей, где в теплых охристых тонах слышны отзвуки русской фрески, в точности выражения, благодаря которой даже этюд звучит, как монументальное полотно, и в самих темах, особенно близких художнику, можно найти продолжение тех пластических задач, которые ставил в своем творчестве его учитель, Алексей Карёв, начинавший свой путь с обучения в иконописной мастерской. Сам Георгий Траугот так писал о русской иконописи: «Это искусство, в течение нескольких веков сохранившее чистоту и преемственность традиций, было совершенно свободно от натуралистического иллюзионизма и создавало образ огромной силы и выразительности живописно-пластическими средствами».
Экспонент многочисленных групповых выставок, Георгий Траугот в какой-то степени остался в тени своей эпохи, своего «круга». Его единственная прижизненная персональная выставка состоялась в ленинградском Доме писателя в 1958 году. Сегодня пришло время оценить подлинное значение наследия Траугота-живописца для ленинградской культуры. Настоящая монографическая выставка призвана открыть петербуржцам художника, воплотившего лучшие традиции нашей северной школы.
«Необходимым словом в понимании Георгия Траугота, его семьи и жизнетворчества будет, наверное, «круг». Круг — это семья-государство в доме-мастерской расширявшаяся, когда приходили друзья. Они устраивали просмотры и диспуты. С делаться вхожим было непросто, но такими оставались надолго, если не навсегда… В доме бывали …Владимир Стерлигов, Татьяна Глебова, Анна Лепорская, искусствовед Всеволод Петров, художники Александр Ведерников, Вячеслав Пакулин, Валентин Курдов, Александр Арефьев... Наконец, философ Яков Друскин, спасший архив Даниила Хармса. Фактически как приемного сына Георгий Траугот ввел в семью Михаила Войцеховского — оригинального мыслителя и скульптора.
Круг был продолжением более раннего. Еще до войны, после обучения во ВХУТЕИНе, Георгий Траугот участвовал в объединении, которое так и называлось — «Круг художников». Существовало оно недолго, с 1926 по 1929 год, еще меньше там находился Георгий. … Участники разрабатывали свой метод «живописного реализма», а почти тогда же… поисками оригинального «живописно-пластического реализма» занялись художники под руководством Веры Ермолаевой.
…Ленинград станет одной из самых значимых тем в искусстве Георгия Траугота. Пейзажем он увлекся в тридцатые, когда ездил на Кольский полуостров. Теперь же его в работах серьезно и сильно начал отображаться город. Художник стал мастером особого жанра и направления, о котором не так часто вспоминают — блокадного пейзажа. «Пейзаж, по существу, включает в себя мировоззрение эпохи», — говорил Георгий Траугот во время дискуссии в ЛОСХе уже после войны». Кирилл Захаров
«В 1933 году Траугот едет на Кольский полуостров. В Териберке, поселке рыбаков, он находит мотивы, которые созвучны его творчеству. Огромные пространства моря, воздуха, голубые озера среди гранитных гор, водопады, холодные жемчужно-серые, синие тона, суровые независимые характеры поморов — все это по-настоящему увлекает художника. Он создает здесь две серии работ — живописную и графическую. <…> Георгий Николаевич любил работать параллельно в двух техниках. Это, как он считал, расширяло гамму впечатлений от натуры, дополняло и обогащало оба материала. В холстах богатство красочной палитры гармонизировано точностью тональных отношений. Живопись плотная, многослойная, с выразительной, но мягкой лепкой. Фигуры рыбаков и рыбачек, лодки, сети — как бы выплавляются из густого, насыщенного цветовыми переходами световоздушного пространства. Белильные блики на воде, облаках, как «пробела» в древнерусской иконописи, акцентируют динамическое равновесие воды и неба. …Пожалуй, впервые его акварели достигают такой чистоты и прозрачности. Открытые тона ультрамарина, лазури, кобальта оттенены звучными полосами лилового, золотисто-оранжевого, нежного розового и зеленого. <…> В этих и последующих работах Траугот последовательно разрабатывает светоносность как основное качество акварельной живописи. Свет как формо- и цвето-образующий фактор <…> в полной степени зазвучит в блокадных пейзажах Ленинграда». Наталья Звенигородская